Материалы выступлений 1-4 класс

Здоровая семья-здоровый ребёнок

05.10.2023

«ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК».

Целевая группа – родители учащихся начальных классов.

Время проведения занятия – 3-я четверть.

 

 

 

 

Цель:

формирование психолого-педагогической культуры законных представителей, обеспечивающих осознание значимости здорового образа жизни.

Задачи:

создать условия для эффективного сотрудничества и партнерства родителей, обучающихся и педагогов;

сформировать информационное пространство, отражающее значимость семейного воспитания в формировании навыков здоровьесберегающего поведения у детей;

способствовать развитию психолого-педагогической компетентности родителей в системе семейного воспитанияи формирования личности ребенка.

Основная часть:

Постановка проблемы:Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Ведь здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и психическое и социальное благополучие. Знать составляющие здорового образа жизни и  выполнять их  в семье – вот основная проблема современного общества.

Педагог:

Наш сегодняшний разговор хотелось начать с одной очень известной «Легенды о человеке»: «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и задумали они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть житель Земли. Один из богов предложил: «Человек должен быть сильным». Другой добавил: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но тут кто-то из богов возмутился: «Если все это будет у человека, он будет как мы». Тогда решили они спрятать главное, чем хотели наградить человека, – его здоровье. Да вот только куда спрятать-то? Одни предлагали глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А кто-то из богов придумал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждому дано сберечь бесценный дар богов». Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Особенно важно, для каждого родителя, здоровье его ребёнка. А что же такое здоровье? И что необходимо нашим детям, чтобы быть здоровыми?

Уважаемые родители, предлагаем вам продолжить фразу:

- Мой ребенок будет здоров, если…

Обсуждение вариантов ответов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы?
  2. Когда нужно начинать прививать навыки здорового образа жизни детям?
  3. Как вы укрепляете и сохраняете здоровье детей?

Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Ребенок, следуя семейным традициям, усваивает нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. А то, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Ребенок должен осознать, что здоровье для человека– важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и активно следовать ей.

Вопрос для обсуждения:

  1. Предлагаем родителям самостоятельно определить составляющие понятия «здоровый образ жизни» с фиксацией ответов.

Ответы родители записываются на графическом планшете (ватман или доска) цветными маркерами.

Педагог:

Понятие «здоровый образ жизни» включает соблюдение режима дня, культурно-гигиенические навыки, культуру питания.

Давайте рассмотрим проблемы соблюдения детьми режима дня. Им необходимо объяснить, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило. Домашний режим школьника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.

Вопрос родителям:

Что такое рациональный режим? Способствуете ли Вы соблюдению режима в жизни своей семьи, в особенности, в жизни ребенка?

Обсуждение ответов.

Педагог:

Рациональная организация общего режима дня для учащихся начальных классов предусматривает:

- полноценный ночной сон не менее 10 часов,

- активный отдых (прогулки) на воздухе не менее 2, 5 часов,

- дневной сон для ослабленных детей,

- свободное время для игры, чтения, любимых занятий, просмотра телевизора, компьютера (20 минут в день),

- время на гигиенические процедуры и самообслуживание,

- время на еду 4-5 раз в день,

- учебные занятия, включая дорогу в школу;

- выполнение домашнего задания.

Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности. Дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), приучает к определённому ритму. Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности.

Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:

- следить, чтобы ребенок ложился спать не позднее 21.00;

- ужин должен быть не позднее чем 2-3 часа до сна;

- всегда перед сном проветривать детскую;

- не позволять ребенку подолгу сидеть перед телевизором или играть за компьютером вечером.

Задание для родителей (работа в группах).

Проанализируйте ситуацию.

Среди молодых родителей бытует мнение, что детей надо воспитывать по-спартански: не слишком заботиться о ночной тишине, и ребенок спит при включенном радио или телевизоре; не беспокоиться, что ребенок долго смотрит телевизор, не пропуская ни одной передачи; наравне со взрослыми ездит по городу, ходит по магазинам.

Вопрос для обсуждения:

  1. Подумайте, чем может обернуться для ребенка такое воспитание? Почему? Обобщение ответов.

Педагог:

Во время сна человек сбрасывает физическую и моральную усталость. Для школьников это особенно важно, так как им еще трудно управлять эмоциями. Возможные последствия недосыпания:

- отставание от сверстников в физическом или интеллектуальном развитии;

- истерики, нервные срывы и капризы;

- снижение концентрации внимания и падение успеваемости;

- конфликты с родителями, друзьями и одноклассниками.

Рекомендации родителям:

  1. Хорошая физическая нагрузка в течении дня способствует крепкому сну.
  2. Очень здорово проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночи).
  3. Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.

Как мы с вами уже определили, вторая составляющая здорового образа жизни – это культурно-гигиенические навыки.

Формируя здоровый образ жизни, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:

- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасны для жизни и здоровья;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;

- знание основных правил правильного питания;

- знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;

- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;

- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.

Задание для родителей (работа в группах).

Проанализируйте ситуацию.

Мама: «Просквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети катаются с горки, лепят из снега. Румянец во всю щеку! А моя сидит дома бледная, с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а другие то и дело болеют? Наверное, дано природой? Все советуют – надо закаливать ребенка. А нам не до закаливания! Пусть здоровых закаливают!».

Вопросы для обсуждения:

  1. Права ли мама? Свой ответ обоснуйте.
  2. Можно ли укрепить здоровье ребенка?
  3. Закаливаете ли Вы своего ребенка? Поделитесь, пожалуйста, личным опытом.

Обсуждение высказываний родителей.

Педагог:

Закаливание – мощный фактор оздоровления детского организма, не требующий больших временных затрат, экономически доступен всем семьям.

Закаливание способствует воспитанию силы воли, упорству в достижении цели, самоорганизации ребенка и существенно увеличивает резервы здоровья детского организма. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой.

Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем, а также соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности.

Основные способы закаливания:

- закаливание воздухом;

- закаливание водой (обтирание, обливание, обтирание стоп, полоскание горла, контрастный душ, купание, баня);

- солнечные ванны по 10-20 минут с утра да 11 часов дня и после 16 часов.

Начинать закаливание врачи советуют постепенно, лучше в летний период. Но, в любом случае, перед этим необходимо посоветоваться с участковым врачом-педиатром.

Вопрос для обсуждения:

  1. Как вы относитесь к семейным прогулкам на свежем воздухе? Как часто они происходят в вашей семье?
  2. Влияют ли они на состояние физического и психического здоровья ребенка и как?

Педагог:

Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, велосипедные прогулки в лес и т. д. – благотворно действуют на ребёнка и ихродителей.

Совместный активныйдосуг очень важен, так как он:

- способствует укреплениюсемьи;

- формирует у детей важнейшие нравственные качества;

- развивает у детей любознательность;

- приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;

- расширяет кругозор ребенка;

- формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;

- сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).

При совместном досуге между родителями и детьми возникает духовный контакт, который позволяет сохранить доверительные отношения.

Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха.

Родители совместно с детьми могут:

в зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры;

в весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми;

в летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице, ходьбу по пересеченной местности.

Третья составляющая здорового образа жизни – это культура питания.

Вопрос для обсуждения:

  1. Что включает в себя полноценное питание?
  2. Необходимо ли придерживаться рационального питания в младшем школьном возрасте?

Выступление школьной медсестры по теме: «Правильное питание – залог здоровья» (презентация).

С раннего детства необходимо обеспечить полноценное и правильно организованное питание ребенка, являющееся залогом его здоровья. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на развитие ребенка как физическое, так и нервно-психическое, питание занимает ведущее место.

Всякое нарушение питания как количественное, так и качественное (а некоторые из вас считают, что ребенку можно дать лишь бутерброд, чипсы и т. п.), отрицательно влияет на здоровье детей, особенно в период интенсивного роста. Организм ребенка постоянно расходует много энергии, а она ему необходима для деятельности внутренних органов, поддержания постоянной температуры тела.

Особенно большое значение имеют белки, как животные (молоко, мясо, рыба, яйца), так и растительные (рис, картофель, гречка, горох, фасоль, свежая капуста). Лучшей усвояемости белков способствуют овощи. Старайтесь мясные и рыбные блюда давать ребенку с гарниром из овощей. При недостатке белков в пище возникают вялость, слабость, похудение, отсталость в росте, снижение иммунитета. При избытке – нарушение обмена веществ, снижение аппетита.

Пища должна содержать и жиры, которые также входят в состав органов и тканей. Без жировой прослойки нарушается отдача тепла организма, снижается иммунитет, да и вкусовые качества пищи без жиров оставляют желать лучшего.

Сливочное масло, молоко, сливки, яйца хорошо усваиваются организмом, к тому же содержат витамины А и Д, так необходимые детскому организму, растительные жиры (подсолнечное масло, оливковое и др.) не содержат витаминов, но в их состав входят ненасыщенные жирами кислоты, тоже необходимые организму.

Главный же источник энергии в организме – углеводы, которые содержатся в растительных продуктах в виде крахмала, – в таких овощах, как картофель, а также в крупах, хлебе, луке или в виде сахара, которого достаточно в фруктах и ягодах. Растущему организму ребенка нужна и клетчатка, которая составляет оболочки овощей и злаков, для нормальной работы кишечника в рационе питания ребенка должно быть больше овощей: моркови, свеклы, капусты (как свежей, так и квашеной), кабачков, тыквы, огурцов. Давайте ребенку бахчевые культуры, сливы, яблоки и помните, что овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60 % ежедневного рациона и употребляться в любом виде.

Дидактическая игра «Семейный завтрак».

(Используя заготовленные карточки с изображением готовых блюд, овощей и фруктов, продуктов питания родители в группах формируют меню семейного завтрака).

Обсуждение полученных результатов с комментарием школьной медсестры.

Рекомендации родителям.

  1. Каждый день обязательно давайте детям и сами употребляйте кисломолочные продукты: кефир, ряженку утром натощак и на ночь. Обращайте внимание на сроки хранения.
  2. Мясо лучше употреблять отварное с отрубным хлебом вчерашней выпечки.
  3. Продукты, содержащие калий, содержатся в черносливе, изюме, кураге и печеном картофеле.
  4. Интервалы между приемами пищи должны для здорового ребенка составлять около 4 часов.

5.Перед едой полезны овощные закуски в виде салатов, винегрета, а вот острые закуски, содержащие много перца, горчицы, хрена, для детей нежелательны.

  1. Ребенок должен есть не торопясь, хорошо пережевывать пищу.
  2. Для завтрака и ужина достаточно по 15-20 минут, для обеда – 20-25 минут, а для полдника – 5-6 минут.

Пример детского режима питания (информация размещается в родительском чате класса).

7.00 Завтрак:

Первое блюдо – каша, яйца, творог, овощи, картофель.

Второе блюдо – молоко, какао, чай с молоком.

13.00-14.00 Обед:

Первое – суп мясной, овощной или молочный.

Второе – мясо, рыба, гарнир из овощей или крупы.

Десерт – фрукты, ягоды, кисель, компот.

Полдник:

Кефир, простокваша, молоко, сок, чай с молоком.

Булочка, печенье, бублик, фрукты, ягоды.

18.00-18.30 Ужин:

Первое блюдо – каши, запеканки, творожные и яичные блюда, котлеты овощные или крупяные.

Второе блюдо – кефир, молоко, сок, чай.

Культура приема пищи прививается с детства. Очень важно, чтобы дети обучались правилам поведения за столом, соблюдали гигиенические навыки, были аккуратными.

Педагог:

Уважаемые родители, здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья. Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это система разумного поведения человека на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.

Давайте вместе подведем итоги нашей встречи.

Вопрос для обсуждения:

  1. Что мы можем и должны сделать, чтобы помочь своему здоровью и сохранить здоровье наших детей?

Обсуждение ответов.

Педагог:

Каждый может сделать следующее:

  1. Воспитывать с раннего детства здоровые привычки и навыки.
  2. Выполнять простые правила гигиены.
  3. Соблюдать рациональный режим дня.
  4. Вести активный образ жизни (утренняя гимнастика, спорт, туризм).
  5. Использовать систему закаливания.
  6. Придерживаться правильного питания.
  7. Создавать благоприятную психологическую обстановку в семье.

Совет: Любите своего ребенка, он – Ваш. Уважайте членов своей семьи.

Помните: Здоровая семья – здоровый ребенок!

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы?
  2. Когда нужно начинать прививать навыки здорового образа жизни детям?
  3. Как вы укрепляете и сохраняете здоровье детей?
  4. Как вы относитесь к семейным прогулкам на свежем воздухе? Влияют ли они на состояние физического и психического здоровья ребенка и как?
  5. Что такое рациональный режим? Способствуете ли вы соблюдению режима в жизни своей семьи, в особенности, в жизни ребенка?
  6. Можно ли укрепить здоровье ребенка?
  7. Закаливаете ли вы своего ребенка? Поделитесь, пожалуйста, личным опытом.
  8. Что включает в себя полноценное питание? Необходимо ли придерживаться рационального питания в младшем школьном возрасте?
  9. Что мы можем и должны сделать, чтобы помочь своему здоровью и сохранить здоровье наших детей?

 

Методические указания

Предварительная подготовка:

анкетирование обучающихся по теме «Здоровье в семье» (Приложение 1), обработка полученных данных, консультирование с педагогом социальным и педагогом психологом при подготовке вопросов для обсуждения и проблемных ситуаций;

для дидактической игры «Семейный завтрак» необходимо изготовитькарточки с изображением готовых блюд, овощей и фруктов, продуктов питания;

совместно с медицинским работником учреждения образования подготовка презентация потеме: «Правильное питание – залог здоровья»;

для проведения рефлексии необходимо изготовитьцветки в трех цветовых решениях (синий, желтый, красный) по количеству участников.

Оборудование:

графический планшет (ватман или доска), цветные маркеры, мультиборд, рамка с креплениями.

Материалы:

видеоролик «Здоровые дети – в здоровой семье» (ссылка https://www.youtube.com/watch?v=Xlqhx3YZZLA).

презентацияпотеме «Правильное питание – залог здоровья» (ссылка –

https://znanio.ru/media/prezentatsiya_na_temu_pravilnoe_pitanie_zalog_zdorovya-128725).

Рекомендуемые формы организации: беседа, диспут.

Методы работы: аналитический, игровой, наблюдение.

Форма сотрудничества: групповая.

Рефлексия.

1 вариант.

Педагог:

Уважаемые родители, пожалуйста, оцените наше занятие. У вас на столах лежат цветочки трех цветов. Выберите тот цветок, который соответствует вашему настроению после нашей встречи и закрепите его на рамке.

Обозначение цветов: синий – зря потратили время, красный – не все понравилось и не во всем хотелось участвовать. Желтый – рады были встрече, хорошо и с пользой провели время.

2 вариант.

Просмотр видеоролика «Здоровые дети – в здоровой семье» о сбережение здоровья с позиции детей. Обсуждение просмотра.

Педагог рекомендует родителям литературу(методические материалы «Здоровая семья здоровый ребенок» (https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Zdorovaya-semya-zdorovyj-rebenok-1.pdf),а также другую литературу, позволяющую повысить их психолого-педагогическую культуру в области формирования здоровьесберегающих навыков у детей.

 

 

Приложение 1.

 

Анкета для учащихся 3-4-х классов «Здоровье в семье».

 

  1. Что ты ешь на завтрак?

А) кашу или другую приготовленную еду;

Б) чай и бутерброд;

В) не завтракаю.

  1. Чем ты обычно занимаешься в свободное время?

А) провожу время с родителями;

Б) смотрю телевизор, играю в компьютер, телефон;

В) гуляю на улице.

  1. Хотелось бы тебе, чтоб родители чаще тебя обнимали, хвалили, проявляли внимание?

А) да;

Б) нет, они уделяют мне достаточно внимания.

  1. Какого внимания от родителей тебе не хватает?

А) похвалы;

Б) времени вместе;

В) объятий (обнять, погладить по голове и т.д.);

Г) хватает всего.

  1. Курит ли кто-нибудь в вашей семье?

А) да;

Б) нет.

  1. Если курят, то где?

А) дома;

Б) на улице;

В) на балконе.

  1. Как часто ты видишь, что родители употребляют алкоголь?

А) никогда;

Б) только по праздникам или с друзьями;

В) часто.

  1. Как часто в семье возникают ссоры, скандалы?

А) никогда;

Б) редко;

В) часто.

  1. Как часто ты занимаешься спортом?

А) только в школе на физкультуре;

Б) посещаю спортивные секции после школы;

В) занимаюсь вместе с родителями;

Г) никогда.

свернуть

Тема: Как научить своего ребёнка жить в мире людей Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения

13.04.2023

Тема: Как научить своего ребёнка жить в мире людей

Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения

Заведующая кафедрой конструктивного взаимодействия

Мазурева Жанна Варужановна

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Способность общаться - это врожденный, запрограммированный на генетическом уровне дар или этому можно и нужно учиться?
  2. Какие проблемы могут возникать у младшего школьника в сфере взаимоотношений?
  3. Каковы причины коммуникативных проблем?

В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя. Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей. Мы поведём беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми.

Итак, составной частью нравственного воспитания школьников является культура поведения.

Ребенку, только вступающему в мир человеческих взаимоотношений, порою бывает трудно построить отношения со сверстниками и взрослыми так, чтобы получить желаемое и не обидеть собеседника. Естественно, все без исключения родители хотят видеть своих детей умеющими общаться с людьми. У ребят же не всегда это получается, и задача взрослых помочь им. Для этого мы с вами поговорим о задачах взрослых в воспитании культуры поведения детей. Основных задач три:

  1. Воспитание уважения к людям. 2. Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в общественных местах. 3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка. Воспитание уважения к людям осуществляется главным образом, через семейное воспитание. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.

Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создаёт для этого благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поступятся ничем. Если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги - помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.

Помните: - Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает – подражая, он очень скоро вернёт их вам.

- Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка. - Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок станет отзываться так и о вас. - Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности. - Проявляйте благородство при любых обстоятельствах.

О правилах поведения и хороших манерах дома и в общественных местах говорится и пишется достаточно много. Дети знают, что нельзя: громко кричать, драться, перебивать в разговоре  другого человека, списывать из чужой тетради, задавать неуместные вопросы, свистеть, жадничать, врать, молчать, если кто-то совершил плохой поступок, завидовать кому-то, быть равнодушным к чужой беде, навязываться в друзья и т. д. Но многие из них не выполняют этих норм поведения на практике.

Почему же, зная нормы поведения, дети, а подчас и родители, их не выполняют? Да всё просто:

1.Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правила - причина простая и легко исправимая.

2.Они не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, формирующаяся неоднократными упражнениями

  1. Иногда ребёнок знает правила поведения,знает, как их выполнять, но… не выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у них волевого усилия в достижении чего-то.
  2. Часто ребята не выполняют правила,считают их не нужными, неважными, что их просто придумали взрослые.

А что мы подразумеваем под словом «этика» и под понятием «культура личности»?

Культура личности включает несколько аспектов:

1) Культура внешности — один из компонентов культуры поведения. Внешний вид человека играет в практике общения большую роль. Начинать формирование культуры внешности надо с элементарной аккуратности, чистоплотности, привития санитарно - гигиенических норм. Работа по воспитанию культуры внешности ведётся в двух направлениях: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека и обучение детей искусству быть привлекательным, вооружение их знанием конкретных способов «сотвори самого себя» т.е., что бы школьник осознавал, «что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

2)Культура общения  включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником.

Большая роль принадлежит взрослым и в воспитании культуры поведения в общественных местах. Являясь примером, они должны прежде всего следить за своим поведением. Это обязательное правило культуры поведения, которая воспитывается не с помощью нравоучений, какого-то специального морализаторства, а всем образом, укладом жизни, отношениями, существующими в семье Личное обаяние человека проявляется в умении говорить, разговаривать. Важно не повышать голоса, не отдавать приказы. Нужно помнить, что соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создаёт доброжелательную атмосферу, улучшает настроение. Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а негрубо. Всегда надо помнить : вы – главный воспитатель, вы – пример.

Непременным условием воспитания у детей культуры общения является формирование у них позиции открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости общения.

3) Культура речи - ещё одна составляющая культуры поведения. Рассматривается как владение нормами устного и письменного языка.

Как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитания.

Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор  включает и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности. Воспитанный человек никогда не позволит себе разговаривать сидя, если собеседники стоят.

Искусству спорить, не нарушая добрых отношений, также надо учиться с детства. Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени  вечерами и в выходные дни. Ругаться при детях не допустимо. Неотъемлемыми атрибутами должны быть юмор, шутка, остроумие.

У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находятся общий язык и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственно инициативы, – вот условия истинной родительской любви. Помимо понимания и уважения к себе, как личности, каждый ребенок, а особенно подросток, должен видеть перед своими глазами образец любви, на основе которого он впоследствии может строить свои чувства по отношению к окружающим его людям.

Складывается впечатление, что большинство подростков в наши дни демонстрируют избирательность слуха. Конечно, они слышат музыку, друзей и даже самые неразборчивые тексты песен, но когда дело доходит до реагирования на просьбы родителей — совсем другая история. Вы уже пробовали кричать и угрожать, чтобы обратить на себя внимание? Ничего удивительного: согласно данным проведенного соцопроса, самым распространенным среди трудных моментов воспитания подростка оказался пункт "мой ребенок меня не слышит". Значит, надо попытаться достучаться до него другими методами.

Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто мы неправильно истолковываем этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник – подросток, ревниво отстаивающий свою точку зрения, многое воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться. Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, – то есть, когда у него эмоциональные проблемы. В качестве примера рассмотрим нередкую ситуацию: сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!» Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»); морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;

критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»);

выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.);

«стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;

а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А, на самом деле, - выплёскиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.

Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» родителю, однако так бывает далеко не всегда. Здесь же можно рассказать о четырех целях негативного поведения ребенка. В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:

- требование внимания или комфорта;

- желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;

- месть, возмездие;

- утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

 Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей; и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.   Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведет к формированию невротической личности ребенка!

Кроме согласованности воспитательных тактик в семье, еще должны быть выстроены диадические отношения: у мамы и папы, у папы с ребенком, у мамы с ребенком.

Кроме того, попробуйте выполнить следующее:

1) В течение четырех дней ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

2) В течение двух дней  стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».

3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение? 

 

 

 

 

Родительское собрание в 4 классе

Тема: Ребенок и компьютер

Классный руководитель 4 класса Уронич Светлана Михайловна

 

      Уважаемые родители! Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современное поколение нередко подражает какому-либо герою или персонажу, могут уже и с легкостью овладеть компьютерными технологиями. Но главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили эмоциональное и живое человеческое общение и стремились к нему.

       Чем является компьютер для ребенка? Игрушкой, необычной и привлекательной. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка или сдерживает его. Существуют как сторонники так, и противники применения компьютера в деятельности детей младшего школьного возраста. Попробуем выявить все плюсы и минусы влияния компьютера на развитие ребенка.

  • Вызывает положительный интерес к новой технике.
  • Отрицательно влияет на физическое развитие ребенка.
  • Повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться успеха.
  • Содержание игр провоцирует проявления детской агрессивности, жестокости.
  • Воспитывает внимание, сосредоточенность.
  • Позволяет лучше и быстро освоить понятия цвета, формы и величины.
  • Помогает овладеть чтение и письмом.
  • Снижает интеллектуальную активность детей за счет содержания игр.
  • Ухудшает зрение.
  • Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления и т.д.

Как видите у компьютера есть, как положительные, так и отрицательные стороны. Компьютер,  конечно может стать эффективным средством развития ребенка, но при этом очень важно знать, что находиться внутри вашего компьютера и в какие компьютерные игры играют ваши дети.

Ученые выделяют несколько видов компьютерных игр:

  • Игры типа «убей их всех» где главный герой должен убить всех своих врагов.
  • Игры – приключения, в которых герой проходит по страницам мультиков или рассказов.
  • Игры стратегические.
  • Развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию ребенка.
  • Обучающие игры, способствующие элементарным навыкам чтения, усвоению математических представлений и т.д.
  • Диагностические, применяемые специалистами для выявления уровня развития у детей умственных способностей, внимания и т.д.
  • Графические игры, связанные с рисование и конструированием.

 

Уважаемые родители, а в какие компьютерные игры играют ваши дети? Что им нравится в них? Считаете ли вы эти игры полезными для детей? Задумайтесь над этими вопросами.

В наше время существует большое разнообразие компьютерных игр, и каждый производитель говорит, что его игрушка лучшая. Специалистами были разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей младшего школьного возраста.

  1. В игре не должно быть много текстовой информации о правилах и ходе игры. Функцию разъяснения выполняют специальные символы и звуковые сигналы, подсказывающие дальнейшие действия.
  2. Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными и без маленьких отвлекающих деталей
  3. Темп преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.
  4. В обучающих играх используются правильные игры доступные ребенку.
  5. Лучше, если программа имеет логическое завершение, - построен дом, нарисован рисунок.

Важно не только правильно подобрать игру. Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером.

Сколько времени проводит ребенок за компьютером? Вы считаете это много или мало? В какое время суток ребенок играет? Все эти вопросы необходимо учитывать прежде, чем разрешить ребенку сесть за монитор компьютера.

        Вот несколько правил, которые рекомендуется соблюдать при организации игровой деятельности ребенка с компьютером:

  • ребенок может работать за компьютером не больше 15 минут в день;
  • лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня;
  • в течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3-х раз;
  • комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена;
  • мебель (стол и стул) должны по размерам соответствовать росту ребенка;
  • расстояние от глаз до монитора не должны превышать 60 см;
  • в процессе игры необходимо следить за осанкой ребенка;
  • после игры нужно сделать обязательно зарядку глаз;
  • игровую деятельность с компьютером нужно сменить упражнениями и играми.

       В работе с компьютером есть и «плюсы» и «минусы», а при правильном применении компьютер может стать полезным средством развития ребенка.                      

свернуть

 «Как родители могут помочь ребёнку учиться».

06.01.2023

 «Как родители могут помочь ребёнку учиться». 

 

Заведующая кафедрой педагогики

Мухина Ольга Евгеньевна

Родители придают большое значение образованию своих детей, но при этом не всегда точно знают, как помочь ребёнку с учёбой, а во что лучше не вмешиваться.

Особенно остро этот вопрос стоит с начальной школой, когда всё только начинается, закладывается база и определяется отношение к учёбе на все будущее.

Родители успешных детей делают примерно одно и то же, что помогает их детям преуспеть в учёбе. И это не столько связано с самой учебой, сколько со стилем воспитания в семье, и с моделированием своего отношения к жизни.

  1. Выделяют 9 тактик, как родители могут помочь ребёнку эффективно учитьсяВнимание и позитивное отношение к ребенку

Некоторые дети плохо учатся в школе, потому что неуверенные в себе и имеют низкую самооценку. Уверенный в себе ребёнок с адекватной самооценкой имеет намного больше шансов на успех, чем затюканный.

Почаще напоминайте ребёнку, что вы его любите, и что ваша любовь не зависит от оценок в школе. Это поддерживает его энтузиазм и веру в свои силы, и, в конечном счёте, хорошо отражается на успеваемости.

И пожалуйста, проводите много времени вместе, даже если только вечером, даже если только на выходных. Отложите телефон и побудьте с ребёнком, поиграйте, поговорите.

Не сравнивайте ребёнка с другими детьми в классе или детьми знакомых. Все дети разные. Можно сравнить ребёнка с ним самим же в более ранний период – и обязательно отметить его прогресс. Избегайте абсолютного мышления: не говорите ребёнку, что он всегда такой-то и такой-то (вечно всё забывает, постоянно отвлекается). Если возникла проблема, обсудите конкретный случай, но не распространяйте это на всё и всегда.

Избегайте паники в стиле «все пропало»: ты столько пропустил, что нагнать уже не получится; ты так поздно сел за уроки, что ничего уже не успеешь. Вместо этого, фокусируйтесь на положительной стороне: уже поздно, конечно, но раз ты сел за уроки только сейчас, постарайся сделать самое главное, а завтра начинай делать уроки раньше.

  1. Позитивное отношение родителей к учёбе

Исследования показывают, что у образованных родителей дети более успешны в учёбе. Секрет в отношении к учёбе в семье: знания ценятся родителями – потому и дети относятся к учёбе с уважением.

Чему можно поучиться у маленьких детей – это радости от процесса обучения. Малыши обожают узнавать что-то новое. Со временем учеба превращается в рутину – и радость уже не приносит.

На своем примере покажите, что люди учатся всю жизнь, и что учёба дает полезные знания и навыки, что она помогает вам получать от жизни то, что вы хотите.

Регулярно читайте и делитесь с ребёнком тем, что узнали. Если не знаете ответа на вопрос ребёнка, вместе ищите ответ в интернете и обсуждайте результаты поиска.

  1. Добросовестность, трудолюбие, ответственность

Лучше и легче всего учатся те школьники, которые добросовестны и трудолюбивы. Это даже важнее, чем наличие способностей. Трудолюбивый, настойчивый ребёнок, всегда будет достигать хороших результатов. Моделируйте трудолюбие и добросовестность дома в кругу семьи: делая работу по дому, комментируйте те моменты, где вы делаете дело на совесть.

Воспитывайте в ребёнке целеустремленность и ответственность. Дома разговаривайте о планах на ближайшее и далекое будущее, и о том, как этого достичь. Делитесь новостями с вашей работы, просите совета у ребёнка. Договоритесь с ребёнком о его домашних обязанностях и поощряйте их выполнение без ваших напоминаний.

  1. Адекватное отношение к успеваемости

Иногда для родителей оценки стоят на первом месте. В таком случае, неудачи в школе могут подрывать самооценку ребёнка. Здесь важно не завышать ожидания от ребёнка, и оценивать ребёнка исходя не только и не столько из успеваемости в школе. Не требуйте идеальности от ребёнка. Неудачи и трудности в школе – нормальная часть процесса обучения. Помогите ребёнку справляться с неудачами и учиться на ошибках: обсудите с ним, что пошло не так, и что надо сделать, чтобы улучшить ситуацию. Показывайте на своём примере, как вы решаете проблемы и относитесь к своим ошибкам.

  1. Режим дня

Да-да, все знают, что детям важно хорошо питаться, высыпаться, достаточно отдыхать, и заниматься спортом. Но иногда, в погоне за дополнительными секциями, родители забывают об этом.

Здесь все просто. Если ребёнок не выспался – он не может думать продуктивно. Ребёнку необходимо спать минимум 8 часов в сутки. Научно доказано, что во время сна мозг не отдыхает, а усваивает новую информацию, полученную за день. Детикоторые высыпаются, учатся быстрее, лучше фокусируются и эффективнее запоминают.

Питание также важно: не слишком много, не слишком мало. Включите в рацион ребёнка жирную рыбу, яйца и орехи. И вода. Ребёнок должен пить достаточно воды. Купите ребёнку красивую многоразовую бутылку для воды и приучите регулярно ее выпивать и наполнять снова. Спорт несколько раз в неделю помогает мозгу справляться с нагрузками. Исследования показывают, что память и ясность мышления улучшаются уже после 15 минут тренировки. Отдых также необходим детям, как и учёба. Для начальных классов лучший отдых – это игра. В учёбе нужно делать перерывы: на каждые 25-30 минут активной учёбы необходимо 5-10 минут отдыхать. Время для домашнего задания нужно выделить днём или рано вечером, но не ночью. Лучше чтобы ежедневно это было одно и то же время, чтобы выработалась привычка. Самый сложный материал нужно повторить перед сном – тогда он лучше обработается мозгом ночью – и на утро легче вспомнится!

Обратите внимание на то, в каких условиях дома учится ваш ребёнок: на кухне при включенном телевизоре, перед компьютером с играми или в отдельной комнате, где ничего не отвлекает? Организуйте рабочее место для ребёнка – красивое и комфортное. Уберите всё, что может мешать. И старайтесь сами не отвлекать ребёнка.

  1. Нагрузка в меру

Некоторые дети заняты весь день, больше взрослых: после школы они посещают тысячу кружков и секций, занимаются тремя видами спорта, у них есть репетиторы по многим предметам. А ещё родственники, друзья, общение, интернет, игры. И отдых, которого нет. Не старайтесь объять необъятное, не записывайте ребёнка в 10 кружков и секций. Лучше помочь самому ребёнку определить свои склонности и интересы – и отправить в соответствующую студию.

Большинство проблем с предметами в школе решаемы: поговорите с учителем и выясните у ребёнка, в чем проблема.

Следите, чтобы нагрузка соответствовала возрасту.

  1. Помогите ребёнку организовать своё время

Все взрослые знают, что дела бывают срочные и несрочные, важные и не очень. Но детям это не так очевидно. Для детей, подготовка к тесту, чтение книги и компьютерная игра могут стоять на одном уровне срочности и важности. Вместе с ребёнком обсуждайте, какие дела у вас сегодня вечером важные, а какие не очень: приготовить ужин, погулять с собакой, поиграть на компьютере, поболтать с подругой. Вместе тренируйтесь ставить цели. Таким же образом, тренируйте ребёнка ставить самому себе цели: хочется в воскресенье поехать к другу в гости, значит, уроки нужно сделать в субботу. Дальше – цели более длительные: хочется получить хорошую оценку за тест, значит нужно учить слова каждый день, читать тексты и делать задания, на уроках активно работать и задавать вопросы, сделать конспект, а перед тестом все повторить вовремя.

  1. Терпение, терпение, терпение

Иногда родители слишком спешат научить детей всему и сразу: читать в 2 года, английскому в 3 года, писать в 4, математике в 5... Излишняя нагрузка не по возрасту приводит к стрессу и усталости. При первых неудачах или трудностях родители расстраиваются. Ребёнок при этом теряет веру в свои силы и развивает негативное отношение к учёбе.

Родители нервничают и нанимают репетиторов. Это приводит к еще большей нагрузке – и всё по кругу. Относитесь терпеливо к процессу развития ребёнка. До школы и в самом начале школы игра и социальные навыки – намного важнее учёбы и знаний. И помните, что трудности в учёбе – это также шанс для ребёнка научиться решать проблемы, справляться с неудачами и учиться на своих ошибках.

  1. Не давайте ребёнку рыбку, а научите ребёнка ловить её

 

 

Научите ребёнка учиться. Не делайте уроки за ребёнка, и не делайте уроки с ребёнком. Излишняя опека и контроль расслабляют. В результате, дети находятся в позиции ожидания помощи, указаний, поддержки. Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность и ответственность.

Научите ребёнка, как организовать своё время, как работать эффективно, как ставить цели и добиваться их – а саму учёбу предоставьте ребёнку. Конечно, если ребёнок обратится за советом или попросит объяснить трудный материал, обязательно помогите ему. Но вместо того, чтобы решить за него задачу, объясните принцип решения. А еще лучше – посоветуйте ребёнку, что нужно сделать, чтобы самому найти ответ на свой вопрос. Так вы дадите ребёнку инструмент для успешной учёбы и уверенность в себе при любых обстоятельствах.Лучшее, что вы можете дать ребёнку – это знание того, как он сам может найти, понять, и запомнить нужную ему информацию

свернуть

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 3-4 класса

23.11.2022

Возрастные психофизиологические особенности

учащихся 3-4 класса

 

Заведующая кафедрой психологии

Мазюкова Екатерина Викторовна

 

В 10-11 лет заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.

Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь. Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.  Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности. Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей. 

Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности. 

Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.  Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие.

Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами, поддразниванием, толчками. 

Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические. 

Это период «завершения детства — перехода ко взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков. К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д. Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

 

Какие же общие умения важны для успешного обучения?

Среди них можно выделить следующие умения:

– слушать учителя; – выделять главную мысль сообщения;

– связно пересказывать содержание текста;

– отвечать на вопросы к тексту;

– ставить вопросы к тексту;

– делать содержательные выводы на основе полученной информации;

– письменно выражать свою мысль;

– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);

– адекватно оценивать результаты собственной работы.

Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы. Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован.

В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?

Детей необходимо учить работать с учебным текстом:

- учить выделять главную мысль;

- составлять план текста;

- запоминать содержание текста и пересказывать его с опорой на план и т.д. Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и пр.

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.  Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д. А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается?

Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать. Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

 

Пожелания родителям.

Дорогие родители! Ваш ребёнок завершает обучение в начальной ступени общего образования. Как же помочь ему успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком?

Прежде всего, продолжите работу по формированию навыка осмысленного осуществления ребёнком всех своих действий. У многих детей данного возраста продолжает господствовать стихийное поведение, обусловленное привычкой просто гулять по улице, бегать, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, лежать на диване и т.п. Глубокий смысл во многих действиях обнаружить трудно, да и взрослые не всегда стремятся его найти вместе с ребёнком. Отставания в учёбе чаще всего являются следствием того, что взрослые не побуждают ребёнка постоянно задавать себе вопрос: «Для чего я это делаю?» Вполне способного к сложным умственным размышлениям человека 9 – 10 лет не ориентируют на то, чтобы он всегда ощущал своё отличие от животных, которым не надо думать, так как всё определяют инстинкты.

Человек не может руководствоваться лишь ими, он способен представлять конечный результат своих действий и выбирать наилучший вариант их осуществления. Поэтому требуется не только стимулировать поиск ребёнком ответа на вопрос о смысле большинства его поступков, но и учить находить несколько вариантов достижения поставленной цели, а затем выбирать наилучший. Тогда ум будет постоянно занят сложной поисковой работой, требующей наличия соответствующей информации. В итоге появится возможность глубже обосновать необходимость получения разнообразных знаний с целью рационализации и оптимизации повседневной жизни, успешной реализации потребностей и интересов ребёнка. Учёба в школе станет более обоснованной.

Для укрепления интереса к ней следует постоянно разговаривать с ребёнком по поводу того, что он узнал нового на уроках, при выполнении домашних заданий. Следует отучать от механического запоминания учебного материала, неизбежно формирующего в 5 – 7-х классах безразличие к учёбе в школе. Надо постоянно искать вместе с ребёнком смысл и значение для его повседневной жизни тех знаний и умений, которые он приобретает в процессе обучения. При этом отмечать не только их пользу для будущей жизни, но и для текущей.

Также важно продолжить воспитание навыков проявления воли, терпения, самоконтроля в общении с родителями, друзьями при выполнении различной домашней работы. В 9 – 10 лет у ребенка уже должно быть выработано чувство долга перед собой и окружающими. Оно предполагает умение легко подчиняться тем требованиям родителей, других родственников, учителей, которые направлены на физическое, умственное, нравственное эстетическое развитие ребёнка, дальнейшее возрастание его обоснованной самостоятельности.

Поэтому ваши требования к культуре поведения ребёнка дома, в школе, на улице должны не уменьшаться, а возрастать. Старайтесь спокойно и аргументировано объяснить важность их выполнения для обеспечения физического психического здоровья окружающих, его самого, а также установления доброжелательных отношений с людьми.

Продолжайте укреплять навык ежедневного чтения художественной, а  также научно-популярной литературы, объёмом текста до 15 – 20 страниц с пересказом прочитанного и совместным обсуждением. В каникулы должна сохраняться та же норма. Только в этом случае ребёнок будет постоянно уметь и учиться лучше понимать людей.

Продолжайте отмечать все достижения в преодолении лени, безволия, эмоциональной несдержанности. Спокойно и аргументировано предъявляйте свои требования, не отступая от них ни на шаг. Тогда обязательно будет достигнут желаемый результат в развитии сознания и поведения вашего ребёнка.

Если возникнут проблемы, то учителя, психолог всегда готовы вам помочь!

свернуть