Взаимодействие с Белорусской православной церковью

План взаимодействия ГУО "Базовая школа д.Малые Зводы" с БПЦ

День православной книги

14.03.2024

В рамках реализация Плана взаимодействия с Белорусской православной церковью в нашей школе была проведена выставка ПРАВОСЛАВНОЙ КНИГИ, приуроченная к Дню православной книги. Выставку проводил протоиерей Георгий Барановский, настоятель Свято-Николаевского храма д.Люта. Отец Георгий познакомил учащихся со старославянскими изданиями книг и с современными новинками православной литературы

свернуть

Конкурс "Красота Божьего мира"

22.01.2024

Конкурс "Красота Божьего мира"

22.01.2024

Сегодня нашу школу посетил протоиерей Георгий Барановский, настоятель Свята-Николаевского храма д. Люта, чтобы наградить учащихся, занявших 1 место на епархиальном этапе Международного конкурса детского рисунка "Красота Божьего мира" . Поздравляем Ещерокоева Бориса и Мухину Милену!

 

 
    •  
свернуть

Принятие участия в региональном этапе международного конкурса детского творчества "Красота божьего мира"

13.11.2023

Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» проводится в рамках Международных Рождественских образовательных чтений по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В конкурсе принимают участие юные художники из России, Украины, Белоруссии, Латвии, Болгарии, Сербии, Казахстана, Кипра. В жюри конкурса, наряду с сотрудниками Синодального отдела, входят члены Белорусской академии художеств,  видные деятели искусств.

Отражая в своих работах все то, что окружает их в повседневной жизни – свою семью, друзей, родной дом и город, природу в разных ее проявлениях, перенося на бумагу свое видение сотворенного Богом мира, дети учатся видеть вокруг себя прекрасное, а значит – любить свою землю, свою Родину. 

свернуть

Посещение престольного праздника Святого Николая Чудотворца

22.05.2023

В рамках реализации реализации плана мероприятий по

взаимодействию с БПЦ учащимися 7 класса , которые посещают факультативное занятие

"Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма" , 

был посещён престольный праздник Свято-николаевского храма д.Люта,

посвящённый Святому Николаю Чудотворцу.

свернуть

Субботник

15.04.2023

В рамках республиканского субботника и реализации плана мероприятий по

взаимодействию с БПЦ на территории Свято-николаевского храма д.Люта

силами наших учащихся, педагогов и работников ОАО "Остромечево"

была осуществлена посадка деревьев.

свернуть

День православной книги

23.03.2023

14 марта 2023 года прошла выставка, посвященная Дню православной книги.

Ребята узнали об истории возникновения праздника, о первопечатниках Иване Федорове и Петре Мстиславце, о первой печатной книге «Апостол», о ее уникальных достоинствах.

протоиерей Георгий Барановский рассказал детям о роли православной книги, о том как нужно обращаться с книгой, особенно с православной, о значении духовной литературы в жизни православного человека и его духовном возрастании. Была организована выставка православных книг, журналов, которые заинтересовали, как взрослых, так и ребят.

Учащимся были показаны книги, используемые при богослужении, детская литература, журналы, православная педагогика. Ребята узнали о жизни, сложных условиях труда русского первопечатника Ивана Федорова, о первом печатном станке. Ребята с интересом рассмотрели современное красочное оформление «Апостола», «Евангелия», а так же была возможность полистать старинную Псалтирь со страницами рукописного текста.

свернуть

Рождественские встречи

13.01.2023

В рамках сотрудничества нашего учреждения образования с Белорусской Православной Церковью была организована встреча с протоиереем Георгием Барановским, настоятелем Свято-Николаевского храма д.Люта. Отец Георгий провёл беседу с учащимися о духовности, традициях православных праздников. Также батюшка поблагодарил учащихся за участие в епархиальном этапе 18 Международного конкурса детского творчества "Красота божьего мира" и наградил их Дипломами 1 степени и ценными подарками.

свернуть

проведение экскурсии на зимних каникулах в Свято-Николаевский храм д.Люта

30.12.2022

Празднование 10-ти летия освящения Свято-Николаевского храма д.Люта

28.10.2022

В рамках реализация плана взаимодействия с Белорусской православной церковью

учащимися ГУО "Базовая школа д.Малые Зводы" был посещён праздник

10-ти летия освящения Свято-Николаевского храма д.Люта. На данном

праздновании присутствовали священнослужители различных приходов

Брестской области, руководство ОАО "Остромечево". Праздник

проходил под руководством Высокопреосвященнейшего Иоанна,

Архиепископа Брестского и Кобринского,

который совершил божественную литургию в честь освящения храма.

свернуть

Принятие участия в региональном этапе международного конкурса детского творчества "Красота божьего мира"

29.09.2022

Проект "Понять и помочь"

Проект  «Понять и помочь» разработан отделом по вопросам семьи, защиты материнства и детства, отделом по работе с молодежью Брестской епархии Белорусской Православной Церкви для  консультирования подростков и молодежи священнослужителями Брестской епархии и психологами на специализированном сайте help.tochurch.by в формате «вопрос-консультативный ответ».

 

Цель проекта: духовная и психологическая поддержка подростков и молодежи от 12 до 25 лет.

 

Обращаясь на сайт «Понять и помочь» с вопросом одновременно ко двум специалистам, молодежь имеет возможность в течение нескольких суток получить развернутый ответ от священника и психолога, а также, в случае необходимости, рекомендацию обратиться за очной помощью к специалисту из некоммерческой организации (психологу, психотерапевту, врачу, священнику) в своем населенном пункте (так как дистанционная помощь не заменяет очной консультации у специалистов), ссылки на книги или информацию в Интернете по волнующей тематике.

 

Уникальность проекта: в сети Интернет нет подобного комплексного проекта помощи для молодежи. 

 

 

На сайте указана примерная тематика, по которым подросток может обратиться за помощью:

 

  1. Отношения со сверстниками: отношения с друзьями; ссора с другом; отдаление друг от друга; отсутствие друзей; конфликт в группе сверстников; буллинг;
  2. Отношения в семье: отношения с родителями; развод родителей; отношения с отчимом или мачехой; отношения в неполной семье; отношения с другими членами семьи; отсутствие родителей; приемная семья; утрата члена семьи;
  3. Отношения с противоположным полом: дружба между юношей и девушкой; первая влюбленность; безответная любовь; прекращение отношений; сохранение целомудренных отношений до брака; создание семьи; интимные отношения до брака и их последствия: отсутствие взаимных обязательств, неожиданная беременность, принуждение к аборту;
  4. Школа, колледж, университет: отношения с одноклассниками и одногруппниками; отношения с учителями и преподавателями; сложности в учебе; переход в новую школу, поступление в колледж, университет; выбор профессии;
  5. Познание и принятие себя: изменение организма в подростковом возрасте; восприятие внешности; особенности характера; самооценка; появление новых привычек и их последствия; ограничение возможностей здоровья; мировоззрение;
  6. Интернет-пространство: безопасность в сети Интернет, негативные он-лайн воздействия (киберзапугивание); проведение большого количества времени в сети (веб-серфинг, виртуальное общение, игры);
  7. Эмоциональные состояния: грусть, печаль, тревога, гнев, безразличие, одиночество, депрессия;
  8. Православие и молодежь: Церковь и Вера; смысл жизни; жизненные ценности; православная молодежь; создание православной семьи (примечание: на вопросы по данному пункту отвечает только священник).

Ограничения проекта: специалисты проекта не оказывают экстренную помощь. За экстренной поддержкой в сложных жизненных ситуациях молодежи предлагается обращаться по телефонам доверия, которые указываются на сайте.

Преимущество специализированного сайта перед телефоном доверия:

На республиканском и областном уровне существуют телефоны доверия, которые работают круглосуточно. Однако, как утверждают эксперты, для современной молодежи наиболее предпочитаемым вариантом обращения за помощью является не телефонный звонок, а обмен текстовыми сообщениями (в варианте проекта – электронное письмо).

 

 Текстовые сообщения:

- максимально воспроизводят привычный для молодежи виртуальный способ общения (переписка в чатах, социальных сетях и т.д.);

- обеспечивают доступность обращения за помощью в любом месте и в любое время (нет необходимости уединяться для совершения длительного звонка);

- создают ощущение безопасности при взаимодействии с консультантом, что помогает решиться на обсуждение самых сложных проблем.

 

Принципы работы проекта: анонимно, конфиденциально, бесплатно.

 

 

свернуть

День православной книги

24.03.2022

14 марта – День православной книги, отмечается по благословению

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Дата праздника выбрана не случайно:
именно в этот день в 1564 г. в Москве вышла в свет первая

датированная русская книга "Апостол" ("Деяния святых Апостолов")-

шедевр типографского искусства. Это событие принято считать датой

начала книгопечатания на Руси. «Апостол» был напечатан Иваном
Федоровым и Петром Мстиславцем.

В нашем учреждении образования в рамках взаимодействия с

Белорусской православной церковью протоиереем

Георгием Барановским была организована книжная

выставка "Свет Православия" и проведена беседа с учащимися.

 

свернуть

«Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь).

24.02.2022

Конфессиональная политика Республики Беларусь направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира, согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями. Обращаясь к верующим, Глава государства Александр Лукашенко отметил: «Самым главным достоянием и достижением является то, что мы сохранили мир и покой на нашей земле. Мир межконфессиональный и мир межнациональный. Это то, чем гордится любое государство. И, прежде всего, наша Беларусь». Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на встрече с духовенством в Свято-Успенском Жировичском ставропигиальном мужском монастыре отметил: «Мы не должны допустить, чтобы в нашей стране, мирной, спокойной, где существуют и мирно уживаются основные, главные конфессии, были порушены наши святыни и наша вера». 

27 января состоялись занятия в рамках проекта "Школа Активного Гражданина".

Тема: «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь).

В мероприятиях принял участие настоятель Свято-Николаевского Храма д.Люта протоиерей Георгий Барановский.

 

Во время мероприятий обсуждались приоритеты конфессиональной политики Республики Беларусь на современном этапе.

Протоиерей Георгий Барановский познакомил учащихся с историей православия на территории Брестского района, затронул вопросы архитектурных особенностей храмов на территории района, вопросы веротерпимости.

Отец Георгий акцентировал внимание на многообразие конфессионального поля современной Беларуси и нашего района в частности, на влияние религии в целом на историко-культурное развитие белорусских земель в разные исторические периоды.

Также участники познакомились с информационным блоком  «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, – место духовного единения». Узнали историю Храма, его особенностями.

На завершающем этапе протоиерей Георгий Барановский пригласил всех посетить Храм в д.Люта.

 

свернуть

Рождественские встречи

06.01.2022

В рамках сотрудничества нашего учреждения образования с Белорусской Православной Церковью была организована встреча с протоиереем Георгием Барановским, настоятелем Свято-Николаевского храма д.Люта. Отец Георгий провёл беседу с учащимися о духовности, традициях православных праздников. Также батюшка поблагодарил учащихся за участие в епархиальном этапе 17 Международного конкурса детского творчества "Красота божьего мира" и наградил их грамотами и ценными подарками.

Терновая Анастасия, награждена грамотой за 1 место в номинации "Рисунок, памяти Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета (Вахромеева), первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси"

Ткачёва Ариана, награждена грамотой за 1 место в номинации "Мир духовный и мир земной"

Штык Михаил награждён грамотой за 1 место в номинации "Любимый Храм"

Хаер Надежда награждена грамотой за 3 место в номинации "Мой дом, моя деревня, мой город" 

свернуть

Методические рекомендации по организации сотрудничества учреждений образования с Белорусской Православной Церковью

Методические рекомендации по организации сотрудничества учреждений образования с Белорусской Православной Церковью

Проблема совершенствования внутреннего мира человека, его духовности и морали неизменно актуальны для общества. Перед педагогическими коллективами учреждений образования ставится цель воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа. Важным фактором реализации данной задачи является организация целенаправленного и плодотворного взаимодействия учреждений образования с Белорусской Православной Церковью на основе Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2021 – 2025 годы [1] (далее – Программа).
Программа направлена на объединение усилий органов управления образованием, учреждений образования, религиозных и общественных организаций для использования потенциала православных традиций и ценностей в формировании личности, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи, в коррекции поведения и социальной поддержке детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении, а также на проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, религиозно-философской, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике.
На основе республиканской Программы сотрудничества управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Минского горисполкома и Cинодальным отделом религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви составляются региональные программы.
Правовыми основами организации взаимодействия учреждений образования со структурами Белорусской Православной Церкви являются Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «Об образовании», Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» в редакции закона от 31 октября 2002 г. № 137, ст. 9, Соглашение Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви (2003 год), Положение о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 838 (далее – Положение) [2].
Взаимодействие учреждения образования с религиозной организацией в вопросах воспитания обучающихся в рамках
2
сотрудничества может быть инициировано церковной организацией или администрацией учреждения образования с согласия учредителя учреждения образования. В рамках сотрудничества религиозные организации и учреждения образования подписывают план взаимодействия в вопросах воспитания обучающихся (далее – план взаимодействия) на учебный год.
План взаимодействия согласовывается с учредителем учреждения образования, и его положения включаются в план воспитательной работы учреждения образования на текущий учебный год. По окончании учебного года учреждение образования и церковная организация готовят совместный отчет о результатах реализации плана взаимодействия, который представляется в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви и учредителю учреждения образования.
Участие обучающихся в мероприятиях, проводимых совместно с церковной организацией в рамках плана воспитательной работы учреждения образования, допускается только на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся). Обучающиеся (законные представители несовершеннолетних обучающихся) ежегодно письменно подтверждают свое согласие на участие в мероприятиях, проводимых совместно с церковной организацией. (Примерная форма заявления прилагается).
Содержание взаимодействия учреждений образования с церковными организациями в вопросах воспитания обучающихся определяется исходя из следующих основных направлений:
- раскрытие православного вероучения и духовно-нравственного учения, роли Православной Церкви в формировании и сохранении духовной культуры и государственности белорусского народа;
- формирование у обучающихся на основе православной нравственности мировоззрения и механизмов, определяющих взаимоотношения человека с окружающим его духовным и материальным миром и обществом;
- гражданское, нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе православных духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;
- ознакомление с православным духовным наследием, забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры;
- популяризация семейных ценностей сформированных на основе православных традиций белорусского народа;
3
- работа с родителями обучающихся по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства с использованием православных традиций;
- формирование у обучающихся навыков ответственного поведения, позитивного отношения к жизни, профилактика вредных зависимостей;
- социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, признанных находящимися в социально опасном положении, детей, нуждающихся в особых условиях воспитания;
- профилактика негативного влияния деструктивных культов, недопущение вовлечения обучающихся в деятельность деструктивных религиозных организаций и радикальных молодежных группировок;
- организация досуга и оздоровления детей и подростков;
- пропаганда здорового образа жизни, деятельность по охране окружающей среды.
Формы взаимодействия и организации воспитательных мероприятий с участием представителей духовенства Белорусской Православной Церкви достаточно разнообразны, в том числе:
- тематические встречи, круглые столы по духовно-нравственной тематике: «Нравственные основы православия», «Христианство – источник нравственности, культуры и духовности», «Влияние религиозных организаций на формирование духовных и культурных традиций народа», «Духовно-нравственные ориентиры в современном мире», «Душа и духовность в нас», «Человек и его мораль», «Духовность – это…», «Искусство быть человеком», «Основы христианской культуры и православной этики», «Нравственные заповеди в формировании качеств личности человека» и т.д.
- интерактивные формы (диспуты, дискуссии, уроки духовности) по семейному воспитанию учащихся, с использованием православных традиций семейного воспитания в профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, в работе с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей, такие как: цикл духовных встреч со священнослужителями по профилактике абортов, формированию осознанного родительства «Материнство – тайна из тайн», дискуссии - «Как быть, если в семье проблемы?», «Демографические проблемы в современном обществе», «Любовь как высшее человеческое чувство», «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек», «Гражданский брак: за и против», «О православных традициях в межличностных отношениях», диспуты - «Семейное воспитание и семейные традиции», «Конфликты в
4
семье», «Традиции нашей семьи», «Семья. Законы ее сохранения», «Защита прав молодой семьи», «Основы семейного мира», родительские собрания -«Семейное воспитание на православных традициях», «Совместная работа с родителями по предупреждению употребления учащимися наркотических, токсических средств и алкоголя», обучающий семинар «Противостояние зависимостям: духовный аспект вопроса» и др.;
- акции, просветительские и информационные мероприятия по формированию навыков ответственного поведения, ценностного отношения к жизни и здоровью, профилактике негативного влияния деструктивных культов на личность обучающихся, такие как нравственно-просветительская неделя «Вербны кiрмаш», мероприятия по празднованию Дней памяти преподобной Евфросинии Полоцкой, фестиваль православной культуры «Кладезь», благотворительный марафон «Согреем детские сердца», виртуальные экскурсии «Рождество Христово», «7 чудес Беларуси», информационно-просветительские акции по формированию навыков ЗОЖ, профилактике зависимого поведения «Я выбираю жизнь», семинар-практикум «Современная молодёжь и духовное здоровье», занятия лектория «С Верой, Надеждой и Любовью»;
- молодежное волонтерское движение на основе христианских ценностей, ориентированное на развитие милосердия, добротворчества и благотворительности, по оказанию необходимой помощи инвалидам, одиноким гражданам, ветеранам войны и труда, осуществляющее шефство над детскими домами, школами-интернатами, памятниками погибшим воинам, по оказанию посильной помощи в благоустройстве прилегающей к храмам территории; участие в благотворительных акциях: «Милосердие без границ» по оказанию помощи бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, «Волшебство на Рождество» по подготовке подарков для детей-сирот, «Поделись своим теплом», «Доброе сердце» по оказанию помощи инвалидам и престарелым людям, «Забота», «Ветеран», «Обелиск» шефство над ветеранами, памятниками погибшим воинам и др. Эффективной формой работы с обучающимися является этика малых дел, направленных на помощь конкретным людям.
Для углубленного изучения вероучительного, духовно-нравственного и культурного наследия Православия, его роли в формировании белорусской государственности и патриотическом воспитании детей и учащейся молодежи по желанию обучающихся и их законных представителей предоставлена возможность посещать объединения по интересам духовно-нравственной направленности,
5
факультативные занятия [3], программы которых утверждены в установленном порядке[4].
Рекомендуется проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике с выходом на научно-практические конференции, семинары на уровне учреждения образования, района, города, области. Следует продолжить традицию организации научно-практических конференций, конкурсов исследовательских работ обучающихся по современным вопросам истории Православия, роли Православной Церкви в формировании духовных, культурно-исторических государственных традиций белорусского народа.
Работа учреждения образования и Белорусской Православной Церкви по семейному воспитанию молодежи на основе христианских ценностей должна быть направлена на принятие молодым поколением таких понятий как целомудрие, крепкая семья, ответственное родительство, уважение родителей. В проводимой работе педагогу необходимо использовать индивидуальный подход, опору на жизненный опыт обучающегося, учет его личных особенностей, включение в активную деятельность. Эффективные методы формирования личности старшеклассников – диспуты, дискуссии и ток-шоу, которые представляют собой живое обсуждение тем, волнующих молодежь.
Хорошо зарекомендовали себя в практике работы педагогических коллективов такие формы работы, как: «Школы для родителей», клуб «Когда мы вместе», «Родительские субботы», проведение совместных праздников, индивидуальных консультаций, родительских семинаров, собраний, конференции отцов «Роль отца в воспитании патриота и гражданина своего Отечества», совместных детско-родительских проектов.
Приоритетом в совместной деятельности учреждений образования и Белорусской Православной Церкви должно стать формирование у детей и учащейся молодежи активной жизненной позиции, основанной на фундаменте христианства. Гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие личности осуществляется в педагогическом процессе через осознанное принятие школьниками культуры своего народа, традиционные православные белорусские праздники. Приносит свои положительные плоды организация работы в учреждении образования фольклорной мастерской, коллективов творческой художественной деятельности совместно с учреждениями
6
дополнительного образования детей и молодежи, социокультурными объектами: библиотеками, кинотеатрами, театрами, музеями.
В ходе знакомства обучающихся с историческими памятниками белорусского народа целесообразно раскрывать не столько их культурную, а и духовную значимость, роль и место в духовной жизни нашей страны. Необходимо более широкое знакомство обучающихся с Кирилло-Мефодиевским наследием в культуре славян, с национальным символом, святыней народа Беларуси - Напрестольным Крестом преподобной Евфросинии Полоцкой, иконографическими традициями, музыкальной культурой как выражением духовных идеалов христианства. Обучающихся рекомендуется знакомить с такими реликвиями белорусской нации, как Слуцкое Евангелие, Полоцкое Евангелие и Лавришевское Евангелие. Внесет значительный вклад в патриотическое воспитание детей и молодежи размещение в учреждениях образования (кабинетах, уголках, стендах) исторических сведений о просветителях и подвижниках православия, с которыми неразрывно связана история становления государственности белорусов, таких как преподобная Евфросиния Полоцкая, святитель Кирилл Туровский, святая праведная София Слуцкая, святитель Георгий Конисский, архиепископ Иосиф Семашко и многих других.
Рекомендуется проведение в учреждениях образования цикла тематических бесед по истории Православия и роли его в формировании культуры и государственности белорусского народа, значимости святого праздника Пасхи Христовой.
Особое внимание целесообразно уделять православному краеведению, которое позволяет прикоснуться к своим корням, святыням родного края. Рекомендуется создавать в учреждениях образования группы краеведов, организовывать научно-исследовательскую работу по изучению, выявлению и воссозданию святынь родного края. Результатом их работы могут стать фотовыставки, тематические фильмы и презентации, проекты, разработка туристских маршрутов, издание краеведческих словарей.
Целесообразно объединять усилия учреждений образования, церковных и общественных организаций для коррекции поведения и социальной поддержки детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении, профилактике правонарушений и преступлений в подростковой и молодежной среде. Следует проводить в учреждениях образования воспитательную работу, направленную на формирование ответственного поведения обучающихся, основанную на нормах христианской морали и права. Особое внимание необходимо обратить на организацию и проведение
7
совместных акций по профилактике суицидов, употребления психоактивных веществ, а также информационных мероприятий, направленных на профилактику негативного влияния тоталитарных сект и деструктивных культов.
Поиск путей совершенствования духовно-нравственного воспитания, эффективных форм сотрудничества с Белорусской Православной Церковью реализуется через осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования. Реализованы инновационные проекты: «Внедрение программы факультативных занятий «Православные святыни Беларуси», «Внедрение модели взаимодействия семьи и учреждения образования в современной социокультурной среде». Целесообразно продолжать работу по реализации проектов «Внедрение программы духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на православных традициях белорусского народа», «Внедрение модели формирования представлений о православных традициях белорусского народа посредством включения в художественно-продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста», «Внедрение модели формирования духовно-нравственных и патриотических качеств учащихся учреждений общего среднего образования посредством реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью», «Внедрение модели организационно-методического обеспечения программ духовно-нравственного воспитания учащихся VIII – IX классов на православных традициях белорусского народа».
Следует продолжать работу по реализации экспериментальной и инновационной деятельности по вопросам патриотического, духовно-нравственного и семейного воспитания учащейся молодежи с использованием православных традиций.
Эффективность проводимой работы напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога, его личного примера, поведения, отношения к обучающимся, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Квалифицированными специалистами в этой области могут быть педагогические работники, как окончившие духовные школы, так и повысившие квалификацию в области православного образования, а также священнослужители, имеющие соответствующее образование. Для педагогических работников традиционно проводится повышение квалификации «Основы православной культуры», «История православия», «Православное
8
краеведение: наука и практика» на базе ГУО «Академия последипломного образования», областных (Минского городского) институтов развития образования.
Рекомендуется продолжить работу по организации мероприятий по повышению квалификации педагогических работников учреждений образования по проблемам духовно-нравственного воспитания обучающихся, профилактике деятельности псевдорелигиозных структур: семинаров «Проблемы подготовки учащейся молодежи к семейной жизни», «Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном учреждении», «Православные святыни белорусского народа», конференции «Духовное возрождение общества и православная книга» и др.
При организации работы педагогу следует исходить из положения о том, что и учебные программы факультативных занятий, и учебная литература должны быть утверждены и/или допущены к использованию в установленном порядке. Это требование не исключает возможности разработки авторских программ, но эти программы должны быть легализованы в установленном порядке.
Значимое место в совершенствовании научно-методического обеспечения занимают традиционные республиканские и международные конференции: Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, республиканские Свято-Евфросиниевские педагогические чтения. Успешно проходят региональные Свято-Андреевские, Свято-Елисеевские, Свято-Покровские, Свято-Михайловские, Свято-Георгиевские, Свято-Воскресенские педагогические чтения. Рекомендуется систематизировать и активизировать участие как педагогов, так и научной общественности в указанных мероприятиях, и иных конференциях и семинарах, проводимых управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, государственными учреждениями образования республиканского подчинения совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви.
В помощь педагогам, организующим работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, возможно организовывать работу областных (Минского городского) методических семинаров по данной тематике.
Особое внимание следует уделять информационному сопровождению реализации Программы в целях формирования заинтересованности проблемой духовно-нравственного воспитания
9
обучающихся, широкого вовлечения в реализацию совместных мероприятий педагогических работников, родителей обучающихся и общественности.
Предполагается освещение хода выполнения настоящей Программы в средствах массовой информации, на официальных интернет-сайтах Министерства образования Республики Беларусь, Белорусской Православной Церкви. Рекомендуется использовать возможности интернет-сайтов учреждений образования, для размещения информации о формах взаимодействия, планируемых мероприятиях и их результатах, организации онлайн-опросов по вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Для обобщения и распространения опыта сотрудничества учреждений образования и Белорусской Православной Церкви необходимо шире использовать возможности региональных и республиканских периодических изданий, осуществлять подготовку и издание научно-методических пособий для педагогических работников по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на основе православных традиций белорусского народа, продолжить формирование банка данных лучшего опыта работы в этом направлении.

 

Приложение
Примерная форма письменного заявления (согласия) обучающегося и его законных представителей на участие в мероприятиях, проводимых совместно с церковной организацией в рамках плана воспитательной работы учреждения образования
Руководителю учреждения образования «Наименование»
_______________________________
Фамилия И.О. руководителя учащегося (студента, слушателя, воспитанника и др.). Фамилия и инициалы законных представителей учащегося (студента, слушателя, воспитанника и др.) Фамилия И.О.
Заявление.
Настоящим сообщаем, что даем согласие на участие в мероприятиях, проводимых совместно с церковной организацией в рамках плана воспитательной работы учреждения образования на ______ учебный год.
Дата, подпись, расшифровка подписи

свернуть

Состав Координационного совета главного управления по образованию Брестского облисполкома, Брестской и Пинской епархий по вопросам сотрудничества

Состав Координационного совета

главного управления по образованию Брестского облисполкома, Брестской и Пинской епархий по вопросам сотрудничества

  1. Иоанн, архиепископ Брестский и Кобринский
  2. Стефан, архиепископ Пинский и Лунинецкий
  3. протоиерей Евгений Лихота, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Брестской епархии, настоятель прихода храма Рождества Христова в г. Бресте
  4. протоиерей Виктор Сачковский, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Пинской епархии, настоятель прихода храма Святого мученика младенца Гавриила Белостокского
  5. Мощук А.В., ректор государственного учреждения образования «Брестский областной институт развития образования»
  6. Попова И.А., заместитель начальника главного управления по образованию Брестского облисполкома
  7. Просмыцкий Ю.Н., начальник главного управления по образованию Брестского облисполкома

 

Состав Рабочей группы главного управления по образованию Брестского облисполкома, Брестской и Пинской епархий по вопросам сотрудничества

  1. иерей Александр Сыцевич, руководитель отдела по работе с молодежью Пинской епархии, настоятель прихода храма Святых благоверных князей Петра и Февронии г. Пинска
  2. протоиерей Евгений Лихота, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Брестской епархии, настоятель прихода храма Рождества Христова в г. Бресте
  3. протоиерей Виктор Сачковский, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Пинской епархии, настоятель прихода храма Святого мученика младенца Гавриила Белостокского
  4. иерей Павел Романович, руководитель отдела по работе с молодёжью Брестской епархии
  5. иерей Димитрий Омельянец, руководитель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Брестской епархии
  6. Евгения Морозова, руководитель отдела по вопросам семьи, защиты материнства и детей Брестской епархии
  7. Тарасюк Н.К., начальник управления социальной и воспитательной работы главного управления по образованию Брестского облисполкома
  8. Мемех Л.И., начальник управления идеологической и воспитательной работы государственного учреждения образования «Брестский областной институт развития образования»
  9. Бокатюк Е.И., методист управления идеологической и воспитательной работы государственного учреждения образования «Брестский областной институт развития образования»
свернуть

Нормативно-правовые основы взаимодействия учреждений образования Республики Беларусь с Белорусской Православной Церковью

Нормативно-правовые основы взаимодействия учреждений образования Республики Беларусь с Белорусской Православной Церковью


Нормативно-правовыми основами организации взаимодействия учреждений образования со структурами Белорусской Православной Церкви являются Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «Об образовании», Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью (2003 год), Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 гг.

Конституция Республики Беларусь
Статья 16
Религии и вероисповедания равны перед законом.
Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета РБ, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Закон Республики Беларусь о свободе совести и религиозных организациях
Настоящий Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из:
права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии;
равенства религий перед законом;
признания определяющей роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;
духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси;
неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама;
необходимости содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения религиозных чувств граждан в вопросах свободы совести и вероисповедания.

Статья 5. Право на свободу вероисповедания
Каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.
Родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права.

Статья 9. Образование и религия
Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.
Граждане имеют право на равные возможности доступа к национальной системе образования независимо от их отношения к религии.
В учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей или лиц, их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся), во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных,
культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе, и их определения. 1.1. воспитание — целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося;

Статья 2. Основы государственной политики в сфере образования. 2.10. обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.

3. В учреждениях образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

4. Учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Статья 18. Воспитание в системе образования. 3. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
Соглашение Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви (2003 год)

Статья 3
Государство и Церковь признают, что приоритетными направлениями их сотрудничества являются общественная нравственность, воспитание
и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими, охрана окружающей среды.
Стороны считают целесообразным, начиная с 2003 года, принятие по указанным направлениям соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и Церковью совместных программ в целях согласованного и результативного сотрудничества в следующих сферах общественной деятельности:
 воспитание и образование — Министерство образования;
 наука — Национальная академия наук Беларуси, Министерство образования;
 культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия — Министерство культуры, облисполкомы, Минский горисполком;
 здравоохранение — Министерство здравоохранения;
 социальная защита, благотворительность, содействие укреплению института семьи, материнства и детства — Министерство труда и социальной защиты, облисполкомы, Минский горисполком;
 средства массовой информации — Министерство информации;
 профилактика правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, и лицах, отбывших наказание, — Министерство внутренних дел;
 воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими и сотрудниками военизированных формирований — Министерство обороны, Государственный комитет пограничных войск, Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям;
 охрана окружающей среды — Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь.
При необходимости программы могут приниматься и по иным направлениям сотрудничества, определяемым Сторонами в лице их уполномоченных органов.
Координация деятельности по разработке и реализации мероприятий в соответствии с указанными программами возлагается на Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

Статья 7
Соглашение вступает в силу с момента его подписания и является бессрочным, если иное не определено Сторонами.
Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 гг.
Разработана на основе Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об образовании, Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях и иных нормативных правовых актов
Республики Беларусь, а также в соответствии с нормами международного права, Соглашением о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 июня 2003 года и ранее подписанными Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью документами
Реализация Программы осуществляется в соответствии с принципами:
взаимного уважения и невмешательства в дела, относящиеся к компетенции Сторон;
светского характера образования;
толерантности (сотрудничество органов и учреждений образования с Белорусской Православной Церковью не имеет целью ущемление прав других конфессий или граждан и не препятствует им развивать в рамках действующего законодательства сотрудничество с системой образования);
уважения прав обучающихся на формирование собственной позиции в отношении религии и прав родителей или лиц, их заменяющих, на воспитание детей в соответствии с собственным отношением к религии.
Цели и задачи
информационное, нормативное правовое, научно-методическое и организационное обеспечение сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви;
воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа;
объединение усилий органов управления образованием, учреждений образования, церковных и общественных организаций для использования потенциала православных традиций и ценностей в формировании личности человека, духовно-нравственном и
патриотическом воспитании детей и молодежи, в коррекции поведения и социальной поддержке детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении
содействие развитию гуманитарного, в том числе теологического и религиоведческого, образования в Республике Беларусь;
проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, религиозно-философской, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике.
1. Организационное и нормативно-правовое обеспечение сотрудничества
1.3. Разработка программ сотрудничества между управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, отделами и управлениями образования, спорта и туризма гор(рай)исполкомов, учреждениями высшего и среднего специального образования и епархиальными управлениями, благочиниями Белорусской Православной Церкви
2.Организация совместной научно-исследовательской, инновационной деятельности, методического обеспечения
2.2. Выявление, анализ и распространение эффективного опыта работы ресурсных центров по духовно-нравственному образованию;
2.4. Проведение повышения квалификации педагогических работников на тему «Основы православной культуры»;
2.5. Проведение конкурса методических материалов по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся, разработанных учителями учреждений общего и среднего образования;
2.6. Реализация экспериментальной и инновационной деятельности по вопросам патриотического, духовно-нравственного и семейного воспитания учащейся молодежи с использованием православных традиций
2.8. Проведение семинаров для специалистов образования по организации факультативных занятий, внеурочных мероприятий, направленных на изучение духовно-нравственного и культурного наследия Православия, его роли в патриотическом воспитании детей и учащейся молодѐжи;
2.12. Включение в тематику повышения квалификации педагогических работников вопросов по основам православной культуры.
3. Мероприятия в области воспитания и социальной работы
3.1 Формирование любви к Отечеству
Проведение юбилейных мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;
Проведение конкурсов творческих работ учащихся и студентов по современным проблемам религиоведения, истории Православия и вопросам роли Православной Церкви в формировании духовных, культурно-исторических и государственных традиций белорусского народа (ежегодно!);
Организация образовательных экскурсий для обучающихся по святым и историческим местам;
Проведение в учреждениях образования цикла тематических бесед по истории Православия и роли его в формировании культуры и государственности белорусского народа, значимости святого праздника Пасхи Христовой;
Проведение в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования в летний период мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности
3.2 Развитие художественного творчества
Проведение мероприятий, посвященных Рождеству Христову;
Проведение в учреждениях образования Пасхальной ярмарки и тематических выставок работ учащихся;
3.3 Организация взаимодействия в работе c семьей, укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей
3.4 Проведение мероприятий в честь памятных дат:
Мероприятия, посвященные памяти православных святых, подвижников, деятелей православного просвещения.
4 Волонтерская деятельность
Организация совместной работы по материальной, духовно-нравственной поддержке детей из многодетных, неблагополучных семей, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
Пополнение фондов школьных библиотек литературой по духовно-нравственному воспитанию;
Проведение рождественских благотворительных акций «Дорогой Добра»
5. Православное просвещение и организация духовно-просветительских акций
Использование возможностей интернет-сайтов и средств массовой информации учреждений образования в освещении вопросов духовно-нравственного воспитания и сотрудничества с религиозными организациями;
Проведение мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни, профилактику девиантного поведения, социального сиротства, наркотической, алкогольной и других зависимостей среди учащейся молодежи;
Проведение в учреждениях образования мероприятий в рамках Дня православной книги;
Проведение республиканских Свято-Евфросиниевских педагогических чтений, издание сборников материалов чтений;
Проведение международных Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных дням славянской письменности, издание сборников материалов чтений.
6. Проведение в учреждениях образования информационных мероприятий, направленных на профилактику зависимостей (употребления наркотиков, спайсов), негативного влияния тоталитарных сект и деструктивных культов
Проведение в учреждениях образования информационных мероприятий, направленных на профилактику зависимостей (употребления наркотиков, спайсов), негативного влияния тоталитарных сект и деструктивных культов;
Проведение совместных воспитательных мероприятий в учреждениях общего среднего образования в рамках шестого школьного дня по вопросам духовно-нравственного воспитания и профилактики зависимостей;
Проведение профилактических мероприятий, направленных на недопущение вовлечения обучающихся и сотрудников учреждений образования в деятельность деструктивных и незарегистрированных организаций политической и религиозной направленности;
Включение в тематику повышения квалификации педагогических работников учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования вопросов психолого-педагогической профилактики вовлечения учащейся молодежи в религиозные организации деструктивной направленности.

свернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 июня 2011 г. № 838

ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА Брестского областного исполнительного комитета с Брестской и Пинской епархиями Белорусской Православной Церкви на 2021-2025 годы

Ещё в этом разделе