Учителю-предметнику

РАБОТА С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Для учителей рекомендации по работе с одарёнными учащимися

1. Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

 2. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

3. Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

4. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

 5. На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

 6. Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

 7. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

8. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

 9. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

10. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

 11. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

12. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

13. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

14. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

15. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

16. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

17. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.

 18. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

свернуть

РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ

Работа с неуспевающими учащимися

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Внешние и внутренние причины неуспеваемости

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Надо отметить и отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.

Причины и характер проявления неуспеваемости

  • Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:обстоятельства жизни ребенка в семье; взаимоотношения с окружающими взрослыми
  • Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)
  • Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся - те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение       При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.
  • Вместо активного размышления - использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении
  • Неправильные навыки учебной работы - со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения. Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе
  • Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);
  • неправильная организация учебной деятельности в УО. Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.
  • Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.
  • Невыполненные или частично выполненные домашние задания.
  • Неаккуратное обращение с учебными пособиями
  • Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов - недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей         Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.

 

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми - учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу - ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Источник активности человека - его потребности. Мотив - побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

создавать проблемные ситуации;

активизировать самостоятельное мышление;

организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

выстраивать позитивные отношения с группой;

проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Упражнение "Самое главное"

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом - одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.

 

Упражнение "Моментальное фото"

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение "Лучший вопрос"

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение "Пересказ по кругу"

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Работа с учащимися, не желающими учиться

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция - нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

  • помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
  • развивать ответственность;
  • поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

решение проблемных ситуаций;

использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации - тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.

"Пиктограмма, или Пляшущие человечки"

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов и словосочетаний:

Веселый праздник

Тяжелая работа

Развитие

Вкусный ужин

Смелый поступок

Болезнь

Счастье

Разлука

Дружба

Темная ночь

Печаль.

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30-40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Система работы с неуспевающими детьми

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы 

Этапы формирования положительного отношения к учению:

К содержанию учебного материала       Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости        Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого  Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)    Действует учитель - ученик только воспринимает         Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса         Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам     Поощрение успехов в учебе, не требующей усилийПоощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий    Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К учителю (коллективу)       Подчеркнутая объективность, нейтралитет         Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие         Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

         Виды помощи в учении

  • Контроль подготовленности учащихся  Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
  • Изложение нового материала        Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
  • Самостоятельная работа учащихся на уроке  Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления
  • Организация самостоятельной работы вне класса   Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Очень важный этап при работе с такими детьми - профилактика неуспеваемости 

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока         Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся  Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала.        Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке.  Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответахи в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль       

Организация самостоятельной работы вне класса.   Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически.

 

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

 

Мероприятия ____Срок___

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком.

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть, далее корректировать по мере необходимости

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.   

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.     

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками       

В работе с неуспевающими детьми помогут памятки для педагогов.

Памятка "Работа с неуспевающими учащимися"

1. Ф.И.О. ученика ______________________________________________

2. Класс _____________________________________________________

3. По каким предметам не успевает ______________________________

4. Поведение ученика __________________________________________

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________

6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником ____________________________

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __

8. Сколько времени длится эта работа ___________________________

9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______

 

Памятка "Психотерапия неуспеваемости"

1. "Не бить лежачего"

Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

2. Не более одного недостатка в минуту

Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

3. "За двумя зайцами погонишься:"

Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение

Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами

Даже самый малый успех - это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Не скупитесь на похвалу

Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. Техника оценочной безопасности

Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".

8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели

Не искушайте его невыполнимыми целями.

9. Учащийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно - главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.

10. Сравнивайте достижения

Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

свернуть

К вам пришел молодой специалист: всё самое важное

К вам пришел молодой специалист: всё самое важное

Практически в каждое бюджетное учреждение направляются молодые специалисты по распределению. Огарантиях и ком­пенсациях, а также о правилах приема и увольнения этой кате­гории работников мы расскажем в данном материале.



Кто является молодым специалистом?

Молодыми специалистами призна­ются:

  • выпускники, работающие по рас­пределению в течение срока обязатель­ной отработки по распределению;

  • выпускники, направленные на ра­боту в соответствии с договором о под­готовке научного работника высшей квалификации за счет средств респуб­ликанского бюджета, договором о целе­вой подготовке специалиста в течение срока обязательной работы;

  • выпускники, работающие по пере­распределению в течение срока обяза­тельной работы по перераспределению (п. 5 ст. 83, п. 4 ст. 84, п. 4 ст. 85 Кодекса об образовании Республики Беларусь от 13.01.2011 № 243-3; далее - КоО).

Законодательство, регулирующее вопросы распределения

Вопросы распределения регулируют:

  • Положение о порядке распределе­ния, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее спе­циальное или профессионально-тех­ническое образование, утвержденное постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 31.08.2022 N 572 (далее - Положение о распределении);

  • нормы п. 2 ст. 83 КоО, определя­ющие категории лиц, которым место работы путем распределения предо­ставляется в обязательном порядке, и категории лиц, которым предоставлять место работы путем распределения обя­занности нет.

Срок обязательной работы

Выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, обязаны отработать сроки обязатель­ной работы по распределению, установ­ленные п. 3 ст. 83 КоО.

Какие периоды засчитываются в период обязательной отработки?

В срок обязательной отработки по желанию молодого специалиста засчи­тываются:

  • период военной службы по при­зыву, службы в резерве в Вооруженных Силах, других войсках и воинских фор­мированиях Республики Беларусь;

  • период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3 лет;

  • иные периоды, определенные Пра­вительством Республики Беларусь.

Примечание. Сроки обязательной от­работки по распределению исчисляются с даты заключения трудового договора между молодым специалистом и нанимателем.

Отказ молодому специалисту в приеме на работу

Основания для приема на работу установлены Трудовым кодексом Рес­публики Беларусь (далее - ТК). За­прещается необоснованный отказ в заключении трудового договора:

  • с гражданами, прибывшими на ра­боту в соответствии с заявкой нанима­теля или заключенным договором после окончания учреждения образования;

  • гражданами, прибывшими на ра­боту после окончания государственных учреждений образования по направ­лению;

  • женщинами по мотивам, связан­ным с беременностью или наличием детей до 3 лет.

В таких случаях по требованию гражданина наниматель обязан извес­тить их о мотивах отказа в письменной форме не позднее 3 дней после обраще­ния (пп. 3, 5, 6 ст. 16 ТК).

Отказ в заключении трудового до­говора может быть обжалован в суде. Споры об отказе в заключении трудо­вого договора с молодыми специалис­тами, окончившими учреждения, обес­печивающие получение высшего или среднего специального образования, рассматриваются непосредственно в суде (п. 2 ст. 241 ТК).

Справочно. Отказ должностного лица на­нимателя в приеме на работу выпускника государственного учреждения в соответ­ствии с договором (заявкой) на обучение, заключенным между указанными учрежде­нием образования и нанимателем, а равно иного лица, заключение трудового догово­ра с которым является обязательным, вле­чет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ч. 2 ст. 9.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Случаи непредоставления места работы при распределении

Место работы путем распределения не предоставляется:

  • выпускникам, включенным Мин- спорта в списочные составы нацио­нальных, сборных команд Республики Беларусь по виду (видам) спорта;

  • выпускникам профтехучилищ, находящихся на территории исправи­тельных учреждений уголовно-испол­нительной системы МВД, республи­канских унитарных производственных предприятий Департамента исполне­ния наказаний МВД, лечебно-трудовых профилакториев МВД;

  • выпускникам государственных уч­реждений профессионально-техниче­ского образования, обучавшимся в их филиалах, находящихся на территории исправительных учреждений уголовно­исполнительной системы МВД, рес­публиканских унитарных производ­ственных предприятий Департамента исполнения наказаний МВД, лечебно­трудовых профилакториев МВД;

  • выпускникам специальных учебно- воспитательных учреждений и специ­альных лечебно-воспитательных учреж­дений.

Право на самостоятельное трудоустройство молодого специалиста

Право на самостоятельное трудо­устройство должно быть подтвержде­но справкой о самостоятельном трудо­устройстве (п. 2 ст. 87 КоО). .

Место работы при распределении, перераспределении, направлении на ра­боту и последующем направлении на работу не предоставляется выпускнику:

  • которому место работы не может быть предоставлено в соответствии с полученной специальностью (направ­лением специальности, специализа­цией) и присвоенной квалификацией в связи с отсутствием места работы прй распределении, перераспределении, на­правлении на работу, последующем на­правлении на работу;

  • получившему образование в ве­черней или заочной форме получения образования, за исключением случая, когда ему место работы предоставляет­ся путем распределения, перераспреде­ления;

  • получившему образование в днев­ной форме получения образования на платной основе, за исключением вы­пускника, которому место работы предо­ставляется при направлении на работу, последующем направлении на работу;

  • в иных случаях, предусмотренных ст. 87 КоО.

Форма справки о самостоятельном трудоустройстве приведена в приложе­нии 2 к Положению о распределении.

Особенности увольнения молодых специалистов

Законодательством установлен за­прет на увольнение молодых специа­листов или перевод их на работу, кото­рая не связана с полученной специаль­ностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квали­фикацией, до окончания указанного в свидетельстве о направлении на работу срока обязательной работы.

Исключением являются следующие случаи:

  • переход на выборную должность (п. 4 ст. 35 ТК);

  • принятие решения учреждением образования о перераспределении мо­лодого специалиста, молодого рабочего (служащего) либо о выдаче ему справки о самостоятельном трудоустройстве;

  • зачисление в учреждение обра­зования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени);

  • нарушение нанимателем законо­дательства о труде, коллективного или трудового договора (ст. 41 ТК);

  • увольнение по инициативе нани­мателя по основаниям, предусмотрен­ным в пп. 1, 2, 4-9 ст. 42 ТК, а также по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусмотренным в пп. 1-3, 5, 6 ст. 44 ТК.

Увольнение молодых специалистов, получивших высшее, среднее специаль­ное или профессионально-техническое образование на условиях целевой под­готовки, до окончания установленного договором о целевой подготовке спе­циалиста (рабочего, служащего) срока работы допускается:

  • в случае расторжения договора о целевой подготовке специалиста (рабо­чего, служащего) по основаниям, ука­занным в п. 6 ст. 88 КоО;

  • по основаниям, предусмотренным в ТК: ст. 42 (пп. 4, 5, 7, 8, 9); ст. 44 (пп. 1, 5, 6); ст. 47 (пп. 1, 2-5).

Гарантии и компенсации молодым специалистам

Выпускникам по окончании обуче­ния в учреждении образования, полу­чившим свидетельство о направлении на работу, предоставляются гарантии и компенсации в соответствии со ст. 48 и п. 6 ст. 84 КоО. Молодым специалис­там в соответствии с п. 25 Положения о распределении выплачивается также денежная помощь.

Размеры денежной помощи:

  1. молодым специалистам, а также выпускникам, указанным в п. 5 ст. 84

КоО, - в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед вы­пуском семестре (полугодии);

  1. молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техни­ческое образование, - из расчета та­рифной ставки по присвоенной им ква­лификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.

Выплата денежной по-  ВАЖНО! мощи осуществляется

нанимателем в месяч­ный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количе­ства использованных им дней отдыха.

Направленным для работы в ка­честве педагогических работников вы­пускникам учреждение образования выплачивает денежную помощь за 45 ка­лендарных дней за счет средств респуб­ликанского или местных бюджетов из расчета месячной стипендии, назначен­ной им в последнем перед выпуском се­местре (полугодии), не позднее выдачи свидетельства о направлении на работу.

Если молодые специалисты и вы­пускники не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им выплачивается соот­ветствующая денежная помощь из рас­чета социальной стипендии, установ­ленной на дату выпуска.

Справку о размере стипендии уч­реждение образования выдает при вы­даче документа об образовании.

Наниматель обязан выплатить де­нежную помощь в полном размере в месячный срок со дня заключения с выпускником трудового договора (кон­тракта) независимо от количества ис­пользованных им дней отдыха.

Молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), а также выпуск­никам, указанным в п. 5 ст. 84 КоО, об­ластные, Минский городской Советы депутатов, наниматели в соответствии с законодательством могут устанав­ливать денежную помощь, выделять средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений (п. 26 гл. 4 Положения о распределении).

Компенсации выпускникам, кото­рые переезжают на работу в другую местность, предусмотрены ст. 96 ТК.

Справочно. При оформлении на работу молодым специалистам нужно вниматель­но ознакомиться с трудовым договором (контрактом), приказом о приеме на рабо­ту, должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка и кол­лективным договором.

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,

свернуть

ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКАМ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Оплата труда в бюджете


Размер зарплаты работников учреждений образования зависит от правильного исчисления стажа работы по специальности (в отрасли)

родолжение. Начало см.: «Зарплата в бюджетной организации», 2016 17, с. 6.)



Включение в стаж работы по специальности периода работы по совместительству

Вопрос 9. Включают ли в стаж работы по специальности педагогу- психологу средней школы периоды предыдущей работы на условиях сов­местительства на 0,5 должности:

  •  педагогом-психологом в школе - интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  •  педагогом социальным в гимна­зии -интернате ?

Включают.

В стаж работы по специальности

руководителям и специалистам органи­заций образования включают периоды работы на условиях неполного рабочего времени, по совместительству при за­нятии должности в соответствии с п. 3 приложения к Положению № 4, вы­полнении педагогической нагрузки не менее чем 0,25 штатной единицы (став­ки) (абз. 2 п. 4 Инструкции № 45).

Должности педагога-психолога и педа­гога социального содержатся в подп. 3.1.1 п. 3 приложения к Положению № 4.

В связи с этим в стаж работы по спе­циальности педагогу-психологу средней школы зачисляют периоды его преды­дущей работы по совместительству на 0,5 должности педагогом-психологом и педагогом социальным в вышеназван­ных учреждениях образования.

Зачет в стаж работы по специальности периодов фактической педагогической деятельности на условиях почасовой оплаты труда

Вопрос 10. Артист высшей ква­лификационной категории духового оркестра концертной организации с сентября 2014 г. по июнь 2015 г. в качестве преподавателя гимназии - колледжа искусств на условиях по­часовой оплаты труда провел заня­тия по специальности «Духовые ин­струменты» в объеме 350 ч.

С сентября 2015 г. он перешел на работу старшим преподавателем в Белорусскую государственную ака­демию музыки на штатной основе.

Засчитывают ли данному работни­ку в стаж работы по специальности в качестве старшего преподавателя пе­риод работы преподавателем на усло­виях почасовой оплаты труда?

Засчитывают.

В стаж работы по специальности

руководителям и специалистам орга­низаций образования засчитывают пе­риоды фактической педагогической деятельности на условиях почасовой оплаты труда при условии, если объ­ем педагогической нагрузки составил не менее 240 ч в учебном году как в одной, так и в нескольких организа­циях образования (абз. 3 п. 4 Инструк­ции № 45).

В стаж работы по спе-

ВАЖНО! циальности включают­ся только те месяцы, в течение которых осуществлялась педа­гогическая деятельность независимо от объема выполненной педагогической нагрузки в месяце, на основании справ­ки о месте работы, службы и занима­емой должности, выданной соответ­ствующей организацией образования. Указанная работа засчитывается в стаж по специальности с момента представ­ления этой справки.

Таким образом, старшему препода­вателю академии музыки в стаж работы по специальности зачисляются месяцы, в которых он в течение 2014/2015 учеб­ного года (будучи артистом духового оркестра) на условиях почасовой опла­ты вел учебные занятия по специаль­ности «Духовые инструменты» в объ­еме 350 ч.

Включение в стаж работы по специальности (в отрасли) периодов работы в Палате представителей и соответствующем (отраслевом) государственном органе

Вопрос 11. Включают ли в стаж работы по специальности замести­телю директора по учебно-воспита­тельной работе колледжа периоды его работы:

  • депутатом в Палате предста­вителей Национального собрания Республики Беларусь;

  • начальником отдела управления образования облисполкома?

Включают.

В стаж работы по специальности (в отрасли) включается период рабо­ты в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также работа в качестве депутатов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе в Советах всех уровней (абз. 6 п. 8 Положения № 4).

В стаж работы по специальности ру­ководителям и специалистам организа­ций образования засчитываются пери­оды работы в Минобразования, управ­лениях и отделах образования местных исполнительных и распорядительных органов, в т.ч. бывшего СССР (абз. 4 п. 4 Инструкции № 45).

На основании изложенного в стаж работы по специальности заместителю директора по учебно-воспитательной работе колледжа засчитываются пе­риоды его работы депутатом в Палате представителей Национального собра­ния и начальником отдела управления образования облисполкома.

Зачет в стаж работы по специальности периодов работы в бюджетных организациях отдельных отраслей бюджетной сферы на должностях, предусмотренных п. 3 приложения к Положению № 4

Вопрос 12. Засчитывают ли в стаж работы по специальности ак­компаниатору учреждения дополни­тельного образования детей и моло­дежи (дворца) периоды его работы аккомпаниатором:

  • в культурно-просветительном учреждении (дворце культуры);

  • специализированном учебно-спор­тивном учреждении (специализиро­ванной детско-юношеской школе олим­пийского резерва по художественной гимнастике; далее - СДЮШОР) ?

Засчитывают.

В стаж работы по специальности

руководителям и специалистам орга­низаций образования засчитываются периоды работы в бюджетных органи­зацияхздравоохранения, социальной защиты, науки, физической культуры и спорта, культуры, искусства, архивов и архивных учреждений, редакций га­зет "и журналов, радио и телевидения на должностях, предусмотренных п. 3 приложения к Положению № 4 (абз. 10 п. 4 Инструкции № 45).

Должность аккомпаниатора содер­жится в подп. 3.1.1 п. 3 приложения к Положению № 4.

В связи с этим в стаж работы по специальности - аккомпаниатору дворца детей и молодежи засчитываются пери­оды работы аккомпаниатором в органи­зациях физической культуры и спорта (СДЮШОР) и культуры (дворце куль­туры).

Включение в стаж работы по специальности руководителю учреждения образования периодов работы на должностях руководителей и специалистов, предусмотренных п. 3приложения к Положению № 4

Вопрос 13. Включают ли в стаж работы по специальности директору колледжа периоды его предыдущей работы:

  • лаборантом Белорусского госу­дарственного университета (далее - БГУ);

  • преподавателем, руководителем I практики и заведующим отделением

профессионально-технического учи­лища (далее - ПТУ);

  •  заведующим учебно-методиче­ским кабинетом и заместителем ди-

I ректора по учебно-методической ра­боте колледжа?

Включают, за исключением периода работы лаборантом БГУ. .

Стаж работы по специальности ис­числяют руководителям и специалистам организаций образования, предусмот­ренным п.3 приложения к Положению № 4 (п. 3 Инструкции № 45).

В п. 3 приложения к Положению № 4 включены только лаборанты ка­федр медицинского профиля высших учебных заведений системы Минздрава Республики Беларусь, имеющие выс­шее или среднее медицинское (фарма­цевтическое) образование.

В связи с этим период работы лабо­рантом Б ГУ не может быть засчитан в стаж работы по специальности дирек­тору колледжа.

В п. 3 приложения к Положению № 4 содержатся должности преподава­теля, руководителя практики, заведую­щего отделением, заведующего учебно­методическим кабинетом, заместителя директора по основной деятельности учреждений образования.

Таким образом, в стаж работы по специальности директору колледжа за­считываются периоды его работы пре­подавателем, руководителем практики и заведующим отделением ПТУ, заведу­ющим учебно-методическим кабинетом и заместителем директора по учебно­методической работе колледжа.

Включение в стаж работы по специальности педагогу- психологу периодов работы психологом в бюджетных организациях отдельных отраслей и педагогом- психологом организаций

Вопрос 14. Включают ли в стаж работы по специальности педагогу - психологу специальной общеобразо­вательной школы периоды предыду­щей работы:

  • психологом в онкологическом дис­пансере, детском хосписе, санатории;

  • педагогом-психологом детского сада производственного объединения?

Включают.

В стаж работы по специальности педагогам-психологам организаций об­разования включают время работы на должности психолога в бюджетных организациях здравоохранения, обра­зования, социальной защиты, науки, физической культуры и спорта, культу­ры, искусства, архивов и архивных уч­реждений, редакций газет и журналов, радио и телевидения, а также на долж­ности педагога-психолога организаций (абз. 10 п. 5 Инструкции № 45).

Таким образом, педагогу-психоло- гу специальной общеобразовательной школы засчитываются периоды пре­дыдущей работы психологом в органи­зациях здравоохранения (диспансере, хосписе, санатории), а также педаго­гом-психологом в детском саду произ­водственного объединения.

Возможность зачета в стаж работы по специальности отдельным специалистам организаций образования периодов работы в организациях по специальности (профессии),соответствующей профилю преподаваемого учебного предмета, учебной дисциплины, обучаемой профессии, содержанию выполняемой работы, по решению нанимателя

Вопрос 15.1. Засчитываются ли в стаж работы по специальности преподавателю учебной дисциплины ■«Тракторы», ведущему занятия с группами учащихся по специальности «Техническое обеспечение мелиора­тивных и водохозяйственных‘'работ (по направлениям)» сельскохозяй­ственного колледжа периоды преды­дущей работы главным инженеромколхоза,сельскохозяйственного коо­ператива (далее - СПК) ?

Могут быть засчитаны по решению директора сельскохозяйственного кол­леджа.

В стаж работы по специальности преподавателям учебных дисциплин, учебных предметов профессиональ­ного компонента учреждений профес­сионально-технического, среднего спе­циального образования может быть засчитано время работы в организа­циях по специальности, соответствую­щей профилю преподаваемого учебного предмета, учебной дисциплины, содер­жанию выполняемой работы в органи­зации образования (абз. 3 п. 5 Инструк­ции № 45).

Решение о соответствии работы в организации профилю преподаваемого учебного предмета, учебной дисциплины принимает руководитель организации образования (п. 6 Инструкции № 45).

Таким образом, по решению нани­мателя в стаж работы по специальности преподавателю сельскохозяйственного колледжа могут быть засчитаны перио­ды работы главным инженером колхоза и СПК.

Вопрос 15.2. Засчитывают ли в стаж работы по специальности мастеру производственного обуче­ния колледжа (ведущему занятия с учащимися, обучающимися по специ­альности «Технология трикотажа и трикотажных изделий») перио­ды предыдущей работы технологом трикотажной фабрики и трикотаж­ного ателье?

Могут быть засчитаны по решению директора колледжа.

В стаж работы по специальности мастерам производственного обучения учреждений образования может быть засчитано время работы в организа­циях по специальности (профессии), соответствующей профилю преподава­емого учебного предмета, учебной дис­циплины, обучаемой профессии (абз. 7 п. 5 Инструкции № 45).

Решение о соответст-  ВАЖНО! вии работы в организа­циях профилю препо­даваемого учебного предмета, учебной дисциплины, обучаемой профессии, со­держанию выполняемой работы прини­мает руководитель организации обра­зования (п. 6 Инструкции № 45).

Таким образом, по решению нани­мателя в стаж работы по специальности мастеру производственного обучения колледжа могут быть засчитаны пе­риоды работы технологом трикотажной фабрики и трикотажного ателье.

Татьяна БОДИЛОВСКАЯ,

экономист

свернуть

Санитарные нормы и правила

Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі