Министерство образования Республики Беларусь
Главное управление по образованию Бресткого облисполкома
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Базовая школа д. Малые Зводы»
25 мая в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» состоялось мероприятие «Семья – опора государства, оплот свершений и побед».
В ходе мероприятия обсудили следующие темы:
Семья – самое ценное богатство в жизни. Она – источник любви и уважения, защиты и безусловного принятия человека. Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа.
В настоящее время во всем мире существует серьезная проблема неполных семей и огромного количества разводов. К сожалению, нужно отметить, что наша страна не стала в этом исключением.
День семьи призван привлечь внимание к вопросам института семьи, его ценности для устойчивого развития любого общества. К празднику приурочена республиканская акция «Моя семья – моя страна», в рамках которой торжественные и праздничные мероприятия проходят по всей стране.
Ежегодно 15 мая отмечается Международный день семьи. Праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1993 году с целью привлечения внимания широкой общественности к проблемам семьи, семейным ценностям, вопросам материнства и воспитания детей.
13.05.2021 для учащихся 8-9 классов прошел единый день информирования "ШАГ" на тему «Смотри и помни» (к 80-летию со дня начала Великой Отечественной войны). Ребята познакомились с содержанием информационных блоков «Перед памятью время бессильно», «Республиканский культурно-патриотический киномарафон «Смотри и помни»», которые сопровождались мультимедийной презентацией. Классный руководитель Панько Галина Ивановна представила к просмотру видеоролик о воспоминаниях ветерана Великой отечественной войны Чудниковой Тамары Устиновны.
Учащиеся вспомнили факты участия своих родственников. Далее учащиеся активно участвовали в обсуждении предложенных тем, задавали вопросы, высказывали свое мнение о просмотренных фильмах в рамках киномарафона "Смотри и помни". Особенно учащимся запомнился фильм "В бой идут одни старики".
22 апреля 2021 года в государственном учреждении образования «Учебно-педагогический комплекс детский сад-базовая школа д.Малые Зводы" в рамках диалоговой площадки и информационно – образовательного проекта «ШАГ» - «Школа Активного Гражданина» состоялась беседа с учащимися 8 – 9 классов. Диалог состоял из 2 частей. Ведущие 8 класса озвучили тему «В каждой Победе твоей и моей Весна 45-ого года», а классный руководитель 8 класса Панько Галина Ивановна обсудила с ребятами актуальную и значимую тему «35-лет со дня Чернобыльской катастрофы. «Чернобыль: сквозь призму десятилетий».
Галина Ивановна напомнила ребятам историю трагедии в Чернобыле. Во всем мире название этого небольшого украинского города, расположенного в семи километрах от южной границы Беларуси, вот уже больше трех десятилетий ассоциируется с крупнейшей за всю историю человечества техногенной катастрофой. 26 апреля 1986 года взрыв реактора на Чернобыльской АЭС, по выбросу радионуклидов равноценный 50 сброшенным на Хиросиму атомным бомбам, нанес жестокий удар по судьбам миллионам людей. Взбунтовавшийся «мирный атом» черным крылом радиации накрыл огромные территории, превращая в зону запустения благодатные земли, принес боль и страдания людям, для которых жизнь разделилась на две части: до и после аварии. Последствия трагедии – не только социально – экономические, экологические, но и духовные – ощущаются до сих пор.
26 апреля Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международным Днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф. В Беларуси 26 апреля – общенациональный День скорби.
В результате Чернобыльской катастрофы в зоне радиоактивного загрязнения оказалось почти четверть территории нашей страны – 3 тыс. 678 городов и деревень, в которых проживало 20% населения республики. Каждый пятый житель Беларуси стал жертвой Чернобыля. Беларусь боролась с последствиями аварии и выстояла.
Политическая воля руководства страны, мужество и трудолюбие белорусского народа продемонстрировали всему миру свою силу и любовь к своей родине, огромные средства были вложены в масштабные мероприятия по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. На сегодняшний день в Республике Беларусь реализуется Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Учащиеся 8 класса Торчило Андрей, Демчук Вячеслав, Ляшук Дмитрий продолжили диалог с учащимися, вспоминая последствия Великой Отечественной войны, которая стала одной из самых значимых страниц в истории Беларуси. Небывалая по своим масштабам и ожесточенности битва советского народа против немецко-фашистских захватчиков обернулась для нашей страны тяжелейшим испытанием. Однако белорусский народ достойно выдержал этот удар, отстояв перед врагом свое право на жизнь. На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, начала войну против Советского Союза. В историю Великой Отечественной войны навсегда вошел подвиг героев Брестской крепости. В момент нападения на территории цитадели находились, по разным данным, от 3 до 8 тыс. советских бойцов, в числе которых были представители более чем 30 национальностей СССР. Только благодаря невиданному мужеству, стойкости и самопожертвованию советского народа была достигнута победа в Великой Отечественной войне, которая позволила отстоять перед лицом врага государственность Советского Союза, в том числе и Беларусь.
Сегодня 8 апреля 2021 года в государственном учреждении образования "Учебно-педагогический комплекс детский сад-базовая школа д.Малые Зводы" у в рамках информационно-образовательного проекта "ШАГ" прошла встреча с настоятелем Свято-Николаевского храма д.Люта, протоиереем Георгием Барановским. Тема: "О духовных и нравственных ценностях:диалог поколений". Беседа с Отцом Георгием прошла в дружеской атмосфере
Актуальность темы духовно-нравственного развития молодежи на современном этапе очевидна. Сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у многих людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Отец Георгий разъяснил учащимся, насколько важно для человека быть богатым в духовном смысле, нежели материальном. Как важно выполнять простые человеческие заповеди, в которых заложены основы морального и нравственного поведения. В повседневном общении представления о нравственности достаточно часто ассоциируются с такими выражениями, как «быть человеком», «жить по-человечески», «человеческие законы», «поступать по совести», «работать по совести», «относиться с уважением» и др. Человечность, гуманность, добропорядочность, совестливость, ответственность, честность – эти и другие качества, проявляясь в жизни человека, превращают нравственность из теоретической конструкции в реально существующий феномен. Раскрываясь всем богатством своих моральных чувств, убеждений, мотивов и качеств, человек становится неповторимой личностью, открывает и совершенствует «человеческое в себе», то есть «заложенные в нас прекрасные задатки добра, делающие человека достойным уважения».
«В интеграции мы прошли много этапов – от СНГ до Евразийского экономического союза. Но глубже всего мы продвинулись в формате Союзного государства. Сформировали равные условия для граждан обеих стран: свободное передвижение, отсутствие двойного налогообложения, интегрированное пенсионное обеспечение, образование, медицинское обслуживание. Есть успешные проекты в сферах промышленности, села, энергетики. Благодаря тесным экономическим связям наша небольшая страна стала для России, вдумайтесь, четвертым по величине внешнеторговым партнером. Белорусская продукция найдется во всех уголках Российской Федерации».
Александр Лукашенко
Проводила мероприятие классный руководитель 8 класса Панько Галина Ивановна.
Сегодня интерес юношей и девушек был объединен общей темой: «Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства» (ко Дню единения народов Беларуси и России).
Обсуждение темы прошло по следующим блокам:
1. «Единение народов Беларуси и России: события, факты»;
2.«Будущее Союзного государства – в руках молодежи и для молодежи».
Занятие было организовано в форме «информационного журнала».
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
С содержанием первого и второго информационных блоков участников занятия познакомила Панько Галина Ивановна
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Вопросы для обсуждения:
– Часто можно услышать, что«белорусско-российское братство прошло испытание временем». Как вы это понимаете?
– Почему 2 апреля отмечают как День единения народов Беларуси и России?
– Почему, на ваш взгляд, россиянам и белорусам удалось продвинуться по пути интеграции дальше других стран постсоветского пространства? Аргументируйте свой ответ.
– Как вы думаете, почему Союз Беларуси и России так важен для народов наших стран?
– Как вы считаете, какие возможности для развития Беларуси и России представляет сотрудничество в формате Союзного государства?
– Какие шаги предпринимает Союзное государство к созданию условий для развития инициативы молодежи?
– Согласны ли вы с тем, что молодежная политика Союзного государства должна развиваться на основе исторической и духовной общности народов двух стран? Аргументируйте свой ответ.
– Если кто-то из вас принимал участие в образовательных проектах Союзного государства (Международная олимпиада школьников Союзного государства по русскому языку и литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», конкурс научно-технического творчества учащихся «Таланты XXI века», туристский слет учащихся, слет юных экологов Беларуси и России «Экология без границ» и др.),поделитесь впечатлениями.
– Молодежная палата при Парламентском собрании Беларуси и России запустила международный проект «Цифровая звезда». Что вы знаете об этом проекте?
– Учреждения образования Республики Беларусь совместно с учреждениями образования России реализуют образовательные, культурные, спортивные, исследовательские и другие проекты.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
На этом этапе участники смогли ответить на вопросы:
– Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
– В каких совместных белорусско-российских образовательных, культурных, спортивных, исследовательских или иных молодёжных проектах вы хотели бы поучаствовать?
– Готовы ли вы выступить с инициативой в области сотрудничества вашей школы со школами Российской Федерации? Если готовы, то в каком направлении вы предпочли бы вести сотрудничество?
Совместная история народов Беларуси и России продолжается. Мы строим единое Союзное государство.
Чем больше молодые люди двух государств будут взаимодействовать, работать в неформальной обстановке, участвовать в интересных и познавательных мероприятиях, посвященных союзным отношениям, тем теснее и продуктивнее будут их отношения, расширятся возможности делового, творческого сотрудничества. А это фундамент интеграции.
25.02.2021
Информационно-образовательный проект «ШАГ» - «Школа Активного Гражданина» - для учащихся 8- 9 классов по теме «В единстве народа – сила независимого государства» был проведен в нашем учреждении образования 25.02.2021г.
В ШАГе 1 «МЫ УЗНАЁМ» учащиеся познакомились с содержанием информационных блоков:
В Шаге 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» классный руководитель Панько Галина Ивановна провела обсуждение информации блоку 1 и блоку 2
Блок «Народное единство – залог счастливого будущего Беларуси». Здесь было отмечено, что нынешний год в стране объявлен Годом народного единства. А сплочённость, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства – это качества, которые оставались, остаются и должны остаться главными для белорусов. И сейчас остро встал вопрос о сохранении, укреплении и развитии этих уникальных качеств нашего народа. Поэтому единство Беларуси – это ключевое условие сохранения независимости, бережного отношения к историческому наследию и приумножению того лучшего, что было сделано.
Учащиеся были ознакомлены с планом мероприятий по проведению в 2021 году Года народного единства, с акциями, мероприятиями и спортивными состязаниями, в которых может принять участие подрастающее покаление страны, а также им были предложены вопросы для обсуждения по блоку І:
Блок «Всебелорусское народное собрание – подводим итоги, планируем будущее». С учащимися были обсуждены содержание работы республиканского собрания, состав делегатов –участников, содержание выступлений делегатов собрания, приоритеты предстоящего пятилетия. А также в фокусе обсуждений находились понятия – единство народа, гражданская позиция, развитие гражданских качеств личности; конструктивный диалог и молодёжь; определение жизненных приоритетов. Учащиеся высказывали свое мнение по следующему вопросу: «Почему Всебелорусское народное собрание и подготовка к нему часто определялось как «диалог между властью и народом».
Для обсуждения Блока «Вооруженные силы Республики Беларусь: на страже безопасности и суверенитета (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь)» был приглашён ветеран афганской войны, капитан запаса, пенсионер МВД Вабищевич Иван Васильевич, который выступил перед всеми учащимися учреждения образования. Было заострено внимание учащихся, что Вооруженные силы Республики Беларусь – структурный элемент военной организации государства, предназначенный для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности. Поднимались вопросы службы в рядах ВС РБ, поступления в военные учебные заведения и получения военных специальностей.
В ходе реализации Шага 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» классный руководитель совместно с ребятами подвели итоги.
– Насколько актуальна тема сегодняшнего разговора?
В современных условиях мы должны понимать и помнить, что только единство народа даёт белорусам возможность иметь стабильную, крепкую и независимую страну, в которой можно спокойно жить, заниматься любимой работой, создавать семью и проявлять себя как личность.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»:
Классный руководитель 8 класса Панько Галина Ивановна знакомила с содержанием информационных блоков:
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»:
Классный руководитель 8 класса Панько Галина Ивановна организовала обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Белорусская наука – фактор успешного развития молодого суверенного государства».
Блок «Развитие науки — важное условие достижения целей устойчивого развития». Учителем были предложены вопросы для обсуждения:
1. Ежегодно в последнее воскресенье января в Беларуси отмечается День белорусской науки, официально установленный в 1993 году. Почему именно в этот день?
2. Какие перспективные направления развития экономики Беларуси находятся в центре внимания белорусских ученых?
3. Что вы можете рассказать о последних достижениях белорусской науки?
4. Как вы думаете, с чем связано требование Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко активнее внедрять в Беларуси электротранспорт и в целом расширять сферу использования электрической энергии? Как влияют научные открытия на нашу жизнь?
5. Беларусь – многонациональное государство, многоконфессиональная страна. Беларусь – страна равных возможностей для каждого, и в этом залог единства нашего народа. Какое, по вашему мнению, влияние на развитие нашей страны оказывает общность научных интересов белорусских исследователей?
Блок «Наследникам великих открытий новые прорывы совершать». Были предложены вопросы для обсуждения:
1. Как вы понимаете выражение: учеными не рождается, ими становятся?
2. Герой произведений Конана Дойла Шерлок Холмс говорил: «Видите ли, мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Глупец натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или, в лучшем случае, до них не докопаешься. А человек толковый тщательно отберет то, что он поместит в мозговой чердак. Он возьмет лишь те инструменты, которые понадобятся ему для работы, их у него будет множество». Согласны ли вы с мнением Холмса? О каких инструментах он говорит?
3. Как вы думаете, какие знания и умения необходимы, чтобы стать ученым, совершать научные открытия?
4.Какие возможности для приобретения дополнительных знаний и умений предоставляют учреждения образования в нашей стране (школа, гимназия, лицей, учреждения дополнительного образования и др.)? 5.Расскажите о своих личных достижениях в научном творчестве (участие в проектной деятельности, исследовательской деятельности, олимпиадах, научно-практических конференциях и др.).
6. Существует множество изобретений и открытий, авторами которых стали дети. Большинство из этих открытий используются в нашей повседневной жизни, став уже привычными вещами. День детских изобретений празднуется в мире 17 января. Что вы знаете о Республиканском молодежном инновационном проекте «100 идей для Беларуси»? Если кто- нибудь из вас участвовал в этом проекте, поделитесь своими впечатлениями.
7. Какие изобретения учащихся, представленные в этом проекте, на вас произвели наибольшее впечатление?
8.Продолжите фразу «Чтобы стать ученым, надо …»
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»:
Были подвели итоги: Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
Люди, посвятившие себя науке, всегда стремились к исполнению своих благородных целей. Именно благодаря их трудам мир увидел множество уникальных разработок, позволивших достичь современных высот развития в различных сферах. И кто знает, может уже среди нас, в нашем классе учатся будущие Тарашкевичи и Жилуновичи, Чижевские и Алфровы, Игнатовские и Домейки, Судзиловские и Черские, которые прославят нашу страну – Республику Беларусь.
Перед современной наукой стоит еще множество величайших загадок. Это проблемы, которые волнуют все человечество: на сколько можно увеличить продолжительность жизни человека? что происходит в недрах Земли? чем грозит глобальное потепление? чем человечество заменит нефть? как достичь всеобщего благосостояния, не опустошив планету?
Великие загадки всегда были стимулом для новых открытий. Они подталкивали ученых к поиску решений.
22 декабря 2020 года учащиеся 8 - 9 классов приняли участие в едином дне информирования по теме «Я родным краем ганаруся і ведаю – я не адзін» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни, в том числе наши достижения за 2018–2020 гг., прошедшие в Беларуси под знаком Года малой родины).
Ведущий познакомил учащихся с основными информационными блоками, которые были предложены к обсуждению:
- Достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни;
- Марафон добрых дел – наш вклад в развитие малой Родины.
Наша общая Родина – красивая, мирная, независимая и процветающая Беларусь. В целом за годы независимости облик и инфраструктура наших населенных пунктов преобразились в разы. Это не только внешний вид, но и создание комфортных условий для жизни белорусов вне зависимости, в городской либо сельской местности они проживают.
Все, что мы делаем в жизни, мы делаем для себя. Помня об истоках, по мере сил и возможностей вкладывая их в свою малую родину, будь то улица, двор, деревня, город, – мы делаем это для себя. Чтобы краше становилась наша Родина, чтобы мы гордились ею, чтобы оставались традиционными белорусские ценности…
26 ноября 2020 года в рамках проекта «Школа активного гражданина» обсуждалась тема «Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность».
Учащиеся познакомились с Законом «О средствах массовой информации», научились правильно взаимодействовать с медиатекстом и определять опасности в интернете, повторили основные правила информационной безопасности несовершеннолетних в Республике Беларусь. Встреча прошла в интересной и познавательной обстановке. «Медиакультура - залог успеха» - к такому выводу пришли учащиеся при обсуждении итогов мероприятия.
В рамках реализации образовательного проекта "Школа Активного Гражданина" для учащихся 5-7 классов прошли классные часы "Наша школа 30 лет спустя". С демонстрацией фильма "Открытие школы"
Шаг 1 «Мы узнаём»
Учащиеся 9 класса Босак Ангелина, Штык Артём, Ещерекоева Ангелина рассказали в информационном блоке о «ООН – 75 лет: история деятельности международной организации»
Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.
Основы ее деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.
Организация Объединенных Наций – это уникальная организация независимых стран, которые объединились во имя всеобщего мира и социального прогресса. Официальной датой рождения Организации является 24 октября 1945 года, а ее основателями считается 51 страна. В июле 2011 года число стран, входящих в ООН, достигло 193. За время существования Организации ни одна страна не была из нее исключена
Шаг 2 "Мы размышляем".
Татьяна Фёдоровна Нестерук рассказала о «Основных достижениях и инициативах Республики Беларусь в составе ООН».
Затем была просмотрена презентация и видеоролик «Беларусь – региональная миротворческая площадка»
Соблюдение законов государства является конституционной
обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь.
За их неисполнение наступает юридическая ответственность.
Никто не может быть освобождён от обязанностей соблюдать законы
государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц.
ШАГ 1. «Мы узнаем»
Ребята узнали, что за их жизнь и поведение обязаны нести ответственность родители. Чем старше становится ребенок, тем больше прав он приобретает. В то же время у них становится больше обязанностей и ответственности за их невыполнение. Согласно законодательству Республики Беларусь к административной и уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которые на момент совершения преступления достигли 16-летнего возраста. Однако за ряд преступлений самостоятельно отвечать придется и 14-летним подросткам. Так, согласно ст. 27 Уголовного кодекса с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, изнасилование, причинение тяжкого телесного повреждения, похищение человека, захват заложников, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, хищение или незаконный оборот наркотиков и т. П
ШАГ 2. «Мы размышляем». Было обсуждены следующие вопросы:
Почему государство, в котором у всех будут только права, не сможет существовать? Как Вы думаете, зачем обществу нужны и правовые, и моральные нормы? Почему правовые нормы не должны вытеснять моральные нормы? Что заставляет людей соблюдать моральные нормы?
ШАГ 3. «Мы действуем». Многие считают, что только взрослые должны отвечать по всей строгости закона за свои проступки. Однако общепринятые правила
поведения (норма Права) являются обязательными к выполнению для лиц
любой возрастной категории. Единственное серьезное отличие между
преступлением взрослого и ребенка – это возраст ответственности. Поэтому
каждый должен понимать, чем отличается проступок от преступления, когда
наступает возраст ответственности и как быть, если начался конфликт с
законом
Соблюдение законов государства является конституционной
обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь.
За их неисполнение наступает юридическая ответственность.
Никто не может быть освобождён от обязанностей соблюдать законы
государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц.
ШАГ 1. «Мы узнаем»
Ребята узнали, что за их жизнь и поведение обязаны нести ответственность родители. Чем старше становится ребенок, тем больше прав он приобретает. В то же время у них становится больше обязанностей и ответственности за их невыполнение. Согласно законодательству Республики Беларусь к административной и уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которые на момент совершения преступления достигли 16-летнего возраста. Однако за ряд преступлений самостоятельно отвечать придется и 14-летним подросткам. Так, согласно ст. 27 Уголовного кодекса с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, изнасилование, причинение тяжкого телесного повреждения, похищение человека, захват заложников, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, хищение или незаконный оборот наркотиков и т. П
ШАГ 2. «Мы размышляем».
Было обсуждены следующие вопросы:
Почему государство, в котором у всех будут только права, не сможет существовать? Как Вы думаете, зачем обществу нужны и правовые, и моральные нормы? Почему правовые нормы не должны вытеснять моральные нормы? Что заставляет людей соблюдать моральные нормы?
ШАГ 3. «Мы действуем».
Многие считают, что только взрослые должны отвечать по всей строгости закона за свои проступки. Однако общепринятые правила
поведения (норма Права) являются обязательными к выполнению для лиц любой возрастной категории. Единственное серьезное отличие между преступлением взрослого и ребенка – это возраст ответственности. Поэтому каждый должен понимать, чем отличается проступок от преступления, когда наступает возраст ответственности и как быть, если начался конфликт с законом