Министерство образования Республики Беларусь
Главное управление по образованию Бресткого облисполкома
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Базовая школа д. Малые Зводы»
Согласно рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь в 2019/2020 учебном году в Государственном учреждении образования «Учебно-педагогический комплекс детский сад-базовая школа д.Малые Зводы" каждый четвертый четверг месяца под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» реализовывается ключевая идея 3 шагов к формированию гражданских компетенций у подростков 8-9 классов.
21 мая 2020г. в ходе Единого дня информирования для учащихся под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» был проведен единый информационный час по теме «Будущее Родины строить молодым» (молодежная политика в Республике Беларусь, молодежное движение)"
ШАГ 1«МЫ УЗНАЁМ» Учащиеся просмотрели мультимедийную презентацию, «Будущее Родины строить молодым»
Классный руководитель Нестерук Татьяна Фёдоровна проинформировала учащихся с содержанием информационных блоков: "Гражданско-патриотическое воспитание молодежи", "Молодежь и цифровые технологии", "Инициативы молодежи", "Поддержка талантливой и одаренной молодежи".
В рамках ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» была обсуждена полученная информация от классного руководителя Степанюк Галины Николаевны.
В ходе обсуждения были затронуты вопросы:
- Какую категорию населения относят к молодѐжи? Как вы думаете, чем определены эти возрастные рамки?
-От молодѐжи зависит будущее Беларуси. Какими качествами должны обладать молодые люди сегодня, чтобы наши желания, связанные с сильным и процветающим государством, осуществились? В чѐм, на ваш взгляд, состоит роль молодѐжи в развитии современного общества?
-Какие ценности, на ваш взгляд, в наибольшей мере содействуют прогрессивному развитию современного белорусского общества?
-Каковы задачи и приоритетные направления молодежной политики в нашей стране?
-Как в нашей стране осуществляется поддержка талантливой молодежи?
-Создайте словесный портрет современного молодого белоруса.
-В чем, на ваш взгляд, проявляется активная гражданская позиция современной белорусской молодежи? Важна ли она сегодня?
Мероприятие прошло в двух взаимосвязанных содержательных блоках в 8-9 классах под руководством классных руководителей Степанюк Г.Н. и Нестерук Т.Ф.:
Шаг № 1 «Мы узнаём», в ходе которого ребята узнали о героизме и трагедии, мужестве и боли миллионов людей: положивших свои жизни на алтарь борьбы за свободу, мир и справедливость, посмотрели и обсудили видеоролики «Беларусь помнит». Беседу классные руководители проводили у информационных стендов. Некоторые ребята поделились воспоминаниями о своих близких, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Шаг № 2 «Мы действуем» – учащиеся обсудили насколько актуальна историческая память, пока человечество помнит – оно имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Затем было принято решение посетить памятник "Скорбящая мать", и могилу советских лётчиков, которые находятся на территории микрорайона учреждения образования и возложить венки, изготовленные в рамках республиканского конкурса "Венок Славы".
В ходе мероприятия были затронуты такие понятия, как мужество, патриотизм, героизм, трагедия и историческая память белорусского народа, обороноспособность страны, гордость за свой народ, своё Отечество, служение Родине, активная гражданская позиция, духовно-нравственные качества, сопричастность к истории страны.
При подведении итогов мероприятия учащиеся подчеркнули, что память о войне призывает к ответственности за мир на Земле. Мы не имеем права забывать о том, какой ценой досталась нашим предкам Великая Победа, и о том, что они завоевали ее, сражаясь плечом к плечу, для того чтобы мы и наши дети жили в мире. Сколько бы лет ни прошло, память об этой войне и о Великой Победе должна жить в сердце народном, чтобы не прерывалась связь времен. Можно и нужно продолжать делать мир лучше и светлее, создавая вокруг себя атмосферу добра и милосердия.
Праздник Дня Конституции стал символом свободы и независимости белорусского народа, многовекового пути развития государства и общества. Наша Конституция выдержала испытание временем. Благодаря надежному правовому фундаменту обеспечена социально-политическая стабильность, работа институтов публичной власти. Проведены коренные преобразования в экономике, социальной, научной сфере, образовании, здравоохранении.
Основной Закон – это “живое право”, позволяющее своевременно реагировать на вызовы времени и изменения в обществе.
В ходе проведения единого дня информирования классный руководитель 9 класса Степанюк Г.Н. познакомила и обсудила с учащимися 8-9 классов следующие вопросы:
Какой юридический документ гарантирует каждому гражданину права и свободы, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного развития личности? Какие это права и свободы?
Что согласно Конституции Республики Беларусь является высшей ценностью нашего государства? Почему Конституцию называют Основным Законом страны?
Назовите основные обязанности граждан Республики Беларусь. Как вы думаете, почему соблюдение гражданами своих обязанностей является важнейшим условием реализации их прав? – Какие обязанности у вас как у учащихся? Где отражены обязанности учащихся?
В рамках ежегодной акции «Мы – граждане Беларуси» 14- летним юношам и девушкам торжественно вручают паспорта граждан Республики Беларусь. Кто из вас или ваших знакомых участвовал в этой акции? Поделитесь своими впечатлениями.
Паспорт – самый важный документ. На одной из первых его страниц читаем: «Владелец этого паспорта находится под защитой Республики Беларусь». В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах?
Как вы считаете, что значит ощущать себя частью своей страны? Как вы понимаете: «один народ», «одна страна», «одна судьба»? – Как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?
В фокусе обсуждения: Основной закон государства, гражданин Республики Беларусь, социальный характер государства, защита интересов граждан, правовая грамотность, правовая ответственность, гражданское самосознание, гражданская позиция, патриотизм, уважение к правам и свободам человека, способность и желание выполнять свои обязанности, труд на благо Родины, сохранение исторических, культурных традиций, защита интересов государства и жизни люде, самоидентичность нации, независимость государства, паспорт гражданина Республики Беларусь, служение Отечеству, потенциал молодежи в интересах развития общества.
27 февраля 2020 года в ГУО "Учебно-педагогический комплекс детский сад-базовая школа д.Малые Зводы" с учащимися 8-9 классов прошёл единый день информирования "ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» на тему ": «Вооруженные Силы Республики Беларусь: на страже безопасности и суверенитета»".
Для проведения беседы с учащимися был приглашён Савельев Иван Ефимович.
В ходе проведения единого дня информирования классный руководитель 9 класса Степанюк Г.Н. познакомила и обсудила с учащимися 8-9 классов следующие информационные блоки:
- «Современные Вооруженные Силы Республики Беларусь»;
- «Белорусская армия – школа мужества, гражданственности и патриотизма».
В первом блоке ребята познакомились с определением Вооруженных Сил РБ и их основными задачами в мирное время, их составом. Подробно поговорили о предназначении сухопутных войск, из каких родов войск они состоят, их задачах. Учащиеся узнали, где осуществляется подготовка специалистов связи.
Во втором информационном блоке учащиеся поразмышляли о том, что Вооруженные силы РБ являлись и являются школой формирования мужества, гражданственности и патриотизма. Вспомнили о войне в Афганистане, об её участниках и героях. В настоящее время наша республика – это независимое суверенное государство, в котором обеспечены мир и стабильность. И ребята считают, что благодаря этому они могут учиться, строить жизненные планы и реализовать их.
Познавательному и интересному разговору способствовала встреча с гостем, которому учащиеся активно задавали вопросы.
В завершении мероприятия ребята обсудили активную гражданскую позицию, духовно-нравственные качества гражданина, порассуждали о престиже военной службы. Единый день информирования прошел для учащихся познавательно и интересно.
Мероприятие сопровождалось показом презентаций и видеороликов.
23 января в ГУО "Учебно-педагогический комплекс детский сад-базовая школа д.Малые Зводы" прошел единый день информирования «ШАГ» для учащихся 8-9 классов на тему «Ганаруся сваімі славутымі землякамі». Проводила мероприятие классный руководитель 9 класса Степанюк Галина Николаевна. Мероприятие было посвящено людям, которые своей творческой деятельностью прославили Брестчину: Афанасий Брестский — святой православной церкви, известный общественно-религиозный деятель, публицист, писатель-полемист XVII века; руководитель польского восстания 1794 года, национальный герой Польши, США и Белоруссии Тадеуш Костюшко; выдающийся математик, физик-теоретик, сотрудник и ассистент А.Эйнштейна; Наполеон Орда — белорусский литератор, музыкант, композитор, художник, скульптор, педагог; «полесские ласточки» Евгения Янищиц и Нина Матяш.
Освещая вопрос «Премия «За духовное возрождение», Галина Николаевна сообщила: «Мир держится на человеке. И каждое государство – это, прежде всего, общность людей, граждан, которые своими талантами, делами, своей профессиональной и общественной деятельностью двигают страну вперед. Государство с благодарностью оценивает их вклад. Одной из наиболее почетных форм признания заслуг человека перед страной являются государственные награды.
Создание современной системы государственных наград Беларуси стало логическим продолжением соответствующей системы СССР. Часть наград сохранилось с незначительным изменением дизайна, некоторые полностью изменили свой внешний вид. Также появились новые ордена и медали с учетом исторического наследия Беларуси.
Официальной датой создания системы наград в нашей стране считается 13 апреля 1995 г., когда были приняты соответствующие законы. Решение о награждении государственными наградами принимает Президент.
В Республике Беларусь установлены следующие государственные награды: ордена Республики Беларусь; медали Республики Беларусь; почетные звания Республики Беларусь. Наивысшей наградой в нашей стране является звание «Герой Беларуси». Оно предоставляется за исключительные заслуги перед государством и обществом. Лицам, удостоенным этого звания, вручается медаль «Герой Беларуси».
В настоящее время звания «Герой Беларуси» удостоены 11 граждан Республики Беларусь: Карват Владимир Николаевич, Мариев Павел Лукьянович, Дубко Александр Иосифович, Карчмит Михаил Александрович, Кремко Виталий Ильич, Высоцкий Михаил Степанович, Прокопович Петр Петрович, Ревяко Василий Афанасьевич, Савицкий Михаил Андреевич, Филарет (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич), Домрачева Дарья Владимировна».
Так же на мероприятие был приглашён ветеран педагогического труда Гинчук Владимир Максимович.Который рассказал о наиболее известных людях, проживающих на территории микрорайона учреждения образования.
Мероприятие сопровождалось показом презентаций и видеороликов о каждом знаменитом земляке.
19 декабря 2019 года в нашем учреждении образования прошёл информационный час на тему «Традиции моей страны», «Безопасное и ответственное поведение – наш осознанный выбор» для учащихся 8-9 классов в рамках Единого Дня информирования ШАГ (Школа Активного Гражданина).
Учащиеся 8-9 классов, под руководством классного руководителя 8 класса Нестерук Татьяны Фёдоровны, подготовили информацию по теме «Традиции моей страны». В качестве информационной основы мероприятия использовались материалы проекта Белорусского Телеграфного Агенства «Традиции суверенной Беларуси».
Беларусь – очень красивая и мирная страна со своими традициями и обычаями. Они основаны на патриотизме, справедливости, трудолюбии, уважении к исторической и культурной памяти нашего народа. Бережно сохраняя наследие прошлого, суверенная Беларусь закладывает и новые традиции. В них наши достижения и лучшие качества белорусов.
Специально приглашённым гостем на мероприятии стал инспектор надзора и профилактики Брестского РОЧС Медведько Р.Ю., который в доступной форме рассказал учащимся о безопасном и ответственном поведении в зимний период. В рамках данного этапа был просмотрен художественно-публицистический фильм «Истории спасения». Ребята с интересом вступали в диалог, задавали вопросы.
Мероприятие получилось интересным и познавательным
28 ноября 2019 года в государственном учреждении образования «Учебно-педагогический комплекс детский сад-базовая школа д.Малые Зводы» прошел единый день информирования «Школа Активного Гражданина» на тему «Независимая и процветающая Беларусь. Мы сделали это вместе». В мероприятии приняли участие 7 учащихся 8-9 классов совместно с классными руководителями Нестерук Татьяной Фёдоровной и Степанюк Галиной Николаевной.
Мероприятие проходило по следующему плану:
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
____Первый шаг мероприятия начался со знакомства с содержанием темы единого дня информирования. Галина Николаевна зачитала выдержки из Послания Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 19 апреля 2019 года.
____Александр Григорьевич в Послании обозначил основные достижения суверенной Беларуси за прошедшие практически 30 лет и определил основные приоритеты движения вперед. Глава государства отметил, что «Республика Беларусь появилась на карте мира почти три десятка лет назад. Обретя независимость, строилась и развивалась в условиях сложнейших геополитических, экономических, общественных, региональных и глобальных трансформаций. В центре Европы создали свою страну. Мирную, стабильную и очень красивую Беларусь. Страну для жизни человека».
____На сегодняшний день главными приоритетами развития белорусского государства являются – благополучие народа, миролюбивая внешняя политика, национальная безопасность.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
____В рамках данного этапа ребята Нестерук Татьяна Фёдоровна ознакомила учащихся с видеороликами, подготовленными Агентством телевизионных новостей Белтелерадиокомпании в рамках специального проекта «Мы сделали это вместе»:
____В фокусе обсуждения были следующие понятия: суверенитет, независимость, социальное государство, чувство гордости за достижения своей страны, ценности демократического общества, масштабные социальные объекты, значимые промышленные объекты, образование, развитие способностей, подготовка квалифицированных кадров, развитие экономики.
____
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
____В ходе реализации ШАГа 3 подводились итоги беседы. Ребята, совместно с классными руководителями и родителями, запланировали поездку в Национальный академический Большой театр оперы и балета на оперу «Севильский цирюльник» в рамках Международного рождественского театрального фестиваля.
24 октября 2019 года в школе прошел единый день информирования «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» на тему: «Я-будущий избиратель!"
Единый день информирования проходил на Малозводском избирательном участке для голосования №3 при участии председателя избирательной комиссии Жлоба Марии Леонидовны.
Классный руководитель 8 класса Нестерук Татьяна Фёдоровна вместе с учащимися 8-9 классов обсудили, что выборы – это один из важных аспектов в жизни каждого гражданина. Придя на избирательный участок, мы не только исполняем свой гражданский долг, но и определяем, каким будет завтрашний день родной страны. Участие в выборах – показатель гражданской зрелости и самостоятельности.
В соответствии со ст. 38 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.
Выборы депутатов, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет (ст. 64 Конституции Республики Беларусь).
17 ноября 2019 года состоятся выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.
26 сентября 2019 года в школе прошел единый день информирования «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» на тему: «Беларусь – страна мира, дружбы и добрососедства»
Классный руководитель 8 класса Нестерук Татьяна Фёдоровна вместе с учащимися 8-9 классов обсудили, какой вклад вносит Беларусь в поддержание мира, почему в перечень Нобелевских премий введена премия мира.
В рамках данного мероприятия ребята обсудили значение масштабного спортивного состязания II Европейских игр для Беларуси. Роль спорта в сохранении и укреплении мира на Земле. Поговорили о перспективах для нашей страны при проведении спортивных мероприятий такого масштаба.
В ходе беседы учащиеся выяснили, что целью проведения переписи населения является получение информации о населении Республики Беларусь, необходимой для разработки государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, текущих расчетов и прогнозирования численности и состава населения, изучения размещения и использования трудовых ресурсов и осуществления научных исследований.
Так же председаль профсоюзного комитета УО рассказала учащимся о профсоюзном движении Беларуси
После обсуждения вопросов и просмотра видеосюжетов по теме мероприятия учащиеся пришли к единому мнению о необходимости сохранение мира на планете Земля.
Единый день информирования для обучающихся проводится каждый четвертый четверг месяца под общим девизом«ШАГ» – «Школа Активного Гражданина».
Ключевая идея: 9 шагов к формированию компетенций активного гражданства(подразумеваем: критическое мышление, аналитические и коммуникативные умения).
Технология реализации:9 ток-шоу, (открытый диалог)для параллели классов (9-х, 10-х, 11-х) под общим названием «100 ВОПРОСОВ КОВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» (в основе – технология телевизионного шоу «Сто вопросов к взрослому» (программа стала Победителем «ТЭФИ-2007» в номинации «Программа для детей»); элементы еженедельного интервью-проекта Белтелерадиокомпании «24 вопроса»).
«ШАГ» «Школа Активного Гражданина» |
Форма работы |
Организационные особенности |
|
ШАГ 1 |
Сентябрь |
Ток-шоу «100 ВОПРОСОВ КОВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» |
«Сто вопросов ковзрослому: события, факты, комментарии» – это мероприятие для учащихся в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы учащиеся, находящиеся в аудитории. Содержание вопросов обусловлено тематикой дня информирования (например, обсуждается общественно-политическое событие или подготовка к нему). Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счётчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ….», выбор лучшего вопроса. |
ШАГ 2 |
Октябрь |
||
ШАГ 3 |
Ноябрь |
||
ШАГ 4 |
Декабрь |
||
ШАГ 5 |
Январь |
||
ШАГ 6 |
Февраль |
||
ШАГ 7 |
Март |
||
ШАГ 8 |
Апрель |
||
ШАГ 9 |
Май |
Технология организации и проведения ток-шоу «Сто вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии»
Дополнительная информация
Достоинства ТОК-ШОУ: